Бои с виртуальной тенью

Вредны ли компьютерные игры?

Вредны ли компьютерные игры?


Геймеры (от англ. game — игра) наводняют города и села. С воспаленными глазами и дрожащими от виртуального перевозбуждения руками они склонны к немотивированным вспышкам агрессии. А отлученный от клавиатуры любитель «стрелялок» да стратегий гибнет, попадая в реальную жизнь. Страшная картинка, не правда ли?


Эти мифы, осевшие мутной взвесью в подсознании обывателя, появились лет 10 — 12 назад. Тогда создавались первые компьютерные клубы. Действительно тесные, душные, не соответствующие элементарным правилам санитарии и гигиены. В них плечом к плечу сидели днями–ночами напролет в неимоверных условиях и малыши, и взрослые. Таких заведений уже давно нет. Но предрассудки остались.


...Компьютерный клуб. 40 пар глаз сосредоточенно следят за происходящим на мониторах. Одни игроки молчаливы, другие не сдерживают эмоций. Говорят между собой на непонятном нам языке, за исключением неизбежных профессионализмов. Все с виду приличные люди, хотя и немного увлеченные.


— Перед чемпионатом приходится тренироваться часов по 7 — 8, а так — всего несколько часов в день, чтобы поддерживать форму. Не больше, — отзывается на мои расспросы профессиональный игрок Владимир Дедков. Он участвовал во Всемирных компьютерных играх в составе команды, которая заняла 9–е место — не дотянула совсем чуть–чуть до призового порога.


Среднестатистический белорусский геймер — это молодой человек, как правило мужчина (хотя есть и женская команда). Возраст — 18 — 22 года. В основном это студенты. Но почему считается, что игры отвлекают и «зомбируют»? Устоявшийся в обществе стереотип сложно сломать.


Спросите у молодых успешных бизнесменов, которые еще в 1990–е отбивали клавиши на игровых приставках. Вдруг выяснится, что стратегии стали отличным подспорьем для будущих тактиков? И почему бы сейчас не проверить свой бизнес–план в одном из виртуальных миров? А «стрелялки» развивают отличную реакцию. Это вам подтвердят игроки на бирже. Различные «бродилки» да ребусы — испытание на прочность вашей логики и фантазии. Принятие нестандартных решений вообще пригодится на любой должности и в любой работе. Многие симуляторы управления самой различной техникой (от мотоцикла до самолета) помогут начинающему водителю.


Что касается профессиональной игры, то турниры и подготовка к ним — великолепная возможность пообщаться с единомышленниками и научиться работать в слаженной команде. Это наука будущим менеджерам. Говорят о вреде для здоровья от многочасового сидения за компьютером. А кто сказал, что большой спорт – дело полезное?


— Думаю, все уже вышло далеко за пределы просто хобби. У нас появились профессионалы и люди, которые стремятся ими стать. На чемпионаты съезжается множество команд со всей Беларуси, — разговорился Денис Богуш, который в прошлом году участвовал в организации отборочных соревнований на Всемирные компьютерные игры. — Помимо организации мероприятий, мы занимаемся поддержкой команд и их тренировкой, помогаем с выездами.


— Могут ли игры причинить вред?


— Разумеется, все надо дозировать, чтобы не превратилось в игроманию. Мы контролируем время, которое проводит игрок за компьютером. Это необходимо хотя бы потому, что без режима невозможно показать нормальный результат. Нужно поддерживать себя в форме (в физическом и интеллектуальном смысле), воспитывать командные качества и организаторские навыки.


— А зачем вообще нужен киберспорт?


— Причин уйма! Вот хотя бы одна. Там, где происходит крупный чемпионат, собирается вся прогрессивная молодежь. Соревнование транслируют сразу несколько каналов, разыгрывается солидный призовой фонд (до 500.000 долларов). Я вижу на этих игровых площадках американский флаг, украинский, российский... Почему бы там не поднять и белорусский флаг? Это ведь абсолютно реально!


...Знаю хотя бы по себе и своему окружению — есть, конечно, люди, которые и ночь, и сутки могут просидеть, возводя щелчком «мыши» города и цивилизации, отлавливая инопланетных монстров или вступая в хитроумные беседы с мифологическими персонажами игр. Что примечательно, эти самые люди точно так же могут запоем читать полюбившийся роман, сутки провести за партией в бридж, неделю отгадывать хитроумный ребус... А в детстве их, видимо, не оторвать было от солдатиков и любимых мультфильмов. Отправим их всех поправлять здоровье в диспансер?


Но все хорошо в меру. Другое дело, когда увлечение становится манией. Много ли таких людей? Звоню в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу Минска.


— Случаи зависимости, доходящей до болезни, у нас единичные, — рассказывает главный врач больницы Владимир Склема. — Хотя число их растет. Пока проблема изучается, но вплотную мы ею не занимались — нет специалистов. Игромания — новая форма так называемой зависимости от явлений и событий, которая встречалась и раньше. Это один из негативных аспектов развития цивилизации.


Что, если трезво взглянуть на дело? Во–первых, так ли много этих критических случаев? Сколько геймеров теряют килограммы, барабаня по клавиатуре, слепнут от «губительного» излучения монитора, путают своих друзей с персонажами из брутальной «стрелялки»? Во–вторых, нет ли у завзятых «виртуалголиков» специфических причин уходить с головой в «Матрицу»? Возможно, эти люди склонны ко всякого рода зависимостям и привычкам, к «зависанию» на чем–то одном. Свято место пусто не бывает. Иногда игромания может оказаться удачным выбором из двух зол. Причины стоит искать не в «дьявольских» кодах игровых приложений, двадцать пятых кадрах, а в окружении «заболевшего», в складе его психики и, самое главное, в том, какие отношения сложились в его семье.


«Насилие и агрессия приходят в наши дома через мониторы», — есть и такое мнение. Но если запретить компьютерные игры, то с таким же успехом под табу попадают, к примеру, кровавый «Остров сокровищ» Стивенсона или фильмы о войне. Абсурд!


У страха глаза велики, а все новое и необычное часто вызывает опасения и недоверие. Не пора ли попытаться объективно оценивать современные процессы и явления?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter