В нынешнем году у Адама и Евы, как мы их окрестили, снова родился лишь один детеныш

Бои красивых птиц

Вообще-то название у этого озера иное. Но, так сказать, официальное. Однако с чьей-то легкой руки все чаще упоминается и другое. Особенно в среде рыбаков — людей терпеливых и наблюдательных. Само озеро находится в низине, и потому утренний туман развеивается медленно. По этой же причине воды его защищены от сильных ветров, и потому само озеро чаще других выглядит спокойным и неторопливым. Из-за этого и именуют его нередко Ленивым.

Рыбаки заметили, что здесь даже рыба клевать начинает не на зорьке, как обычно, а лишь часов в восемь-девять. Поздновато! Но на то оно и Ленивое.

Вцелом же озеро, как и большинство на Браславщине, очень красивое. Часто здесь можно увидеть картины, завораживающие глаз. Особенно богаты на сказочную палитру закаты. Вот и недавно, покидая эти места, я задержал взгляд на роскошном пейзаже на другом берегу. Там заходящее солнце, казалось, проникало глубоко в воду, а над горизонтом расположился золотой медведь, присевший на задние лапы…

Как и возле любого большого озера, здесь течет удивительная и самая разнообразная жизнь. Со всеми ее радостями и печалями. По берегам расположились небольшие деревеньки и хутора. На легкий взгляд кажется, что действительность здесь как в замедленной киносъемке. Такая же ленивая, как воды многовекового озера. Но это не так. Все здесь как везде.

В данной серии эссе хочу рассказать о том, что видел и пережил и сам минувшим летом у Ленивого озера. А было всякое… В том числе и немало драматичного. Дрались и погибали птицы, уничтожали зверей охотники, умирали по разным причинам люди… Так что в целом эти истории подлинные, разве что порой с неким художественным замыслом. Да и его скорее можно отнести к обычным житейским размышлениям.

Начну все же с птиц. С красивых и хорошо знакомых нам аистов. Сколько помню, они всегда строили свои гнезда на столбах с электропроводами в дальнем углу усадьбы. И все бы ничего… Пока не заменили обычные деревянные столбы на бетонные. Скорее, это случайность, но это и факт, что все эти четыре года наших аистов преследуют беды. Почему-то у нашей пары рождается сейчас только один детеныш, да и того не могут уберечь и вырастить. То коршун выкрадет, то сами выбросят из гнезда больного малыша. А в этом году вообще разыгралась сцена, которую наши внуки лучше бы не видели. Не очень-то хочется рассказывать ее и читателям, но подумалось, что, возможно, она заинтересует орнитологов.

В нынешнем году у Адама и Евы, как мы их окрестили, снова родился лишь один детеныш. Крепыш. Ел он жадно и много. Родители старались вовсю. Но рос он как-то медленно. Лишь в середине июля стал пытаться подняться на ноги и размахивать крыльями. Но что-то все-таки было не так. Может, закормили? Надо сказать, что и зачала его Ева несколько поздновато по сравнению с другими аистихами. Мы с соседями начали переживать за Крепыша. Ему бы пора и вылететь из гнезда…

Драма разыгралась во время моего отъезда в Минск, и потому расскажу о ней со слов очевидцев. В один из дней стало ясно, что Адам вознамерился избавиться от детеныша. Однако Ева не давала ему приблизиться к Крепышу. И тогда он устроил драку с супругой. Драка крупных птиц была жестокой. Летели перья… Ева скоро все же сдалась и смиренно уселась на сухом дереве у соседнего хутора. Адам стал наносить удары по Крепышу. Дети внизу не выдержали и начали кричать на него. Но где там! Вскоре стало ясно, что с малышом покончено. Но птенец уже был не так мал, чтобы легко можно было выбросить его из гнезда. Там и оставили его лежать. Мать скорбно сидела на краю гнезда. Так и ночевала…

Вскоре оба аиста оставили свое жилье и ночевали на крыше то нашего дома, то соседского.

Мне рассказали, что дети немало переживали увиденное. Старшие весь оставшийся день молчали. «Я думала, аисты никогда не дерутся», — плакала самая младшая. Что же, придется и ей рассказать о том, что и как происходит в животном мире, какие там порядки.

Конечно, мы все думали о том, что произошло с нашими птицами. Ответа не находили. Задумался и Володя, водитель из райисполкома, который подвозил меня в город, когда я рассказал ему эту историю. Он вообще выдвинул неожиданную и интересную версию. Сказал, что настоящий Адам, скорее всего, погиб, и избивать Еву прилетел совсем другой аист. Он занял место предшественника, но должен был избавиться от «наследства». Володя сказал, что о таких ситуациях в мире птиц он слышал. Но в пользу такой версии говорит лишь то, что не должен был так жестоко драться со своей супругой ее настоящий муж. Не знаю…

За все эти годы я заметил, что аисты довольно коммуникабельны в своем кругу и хорошо осведомлены о том, что происходит в их стае. Тогда можно предположить и еще более эксцентричную версию. Вожак узнал, что Крепыш не сможет лететь с ними, и в отсутствие Адама прислал «киллера», который должен был избавиться от аистенка, а Ева так отчаянно сопротивлялась…

Вот такое несчастливое место у наших аистов. Впрочем, я не уверен, что сюда прилетает каждый год одна и та же пара. Весной всегда разворачивается спор между аистами за это место. Даже за это гиблое для их детей место. И все же они верят, что когда-нибудь их беды закончатся. Иначе бы так не ссорились из-за него.

Все помнят, каким странным и неласковым в целом было ушедшее лето. Здесь же, в северо-западном уголке нашей страны, ветры были особенно яростными. Но вот что подумал: вряд ли кто-либо из нас вспомнит случай, когда сильный ветер разрушил гнездо аистов. Вот бы людям научиться так строить свои жилища…

Здесь же, вокруг озера, постоянно что-то с кем-то происходит. Семейство выдр всегда не в ладах жило с чайками. Но изгнали их из этих мест вовсе не они. Я давно примечал неподалеку пару — крепкого ворона с его подругой. Каждый год пополнялось их семейство. Умные и осторожные птицы. Такие выживут кого угодно.

Нынешней весной у дальнего берега довелось увидеть и тушу дикого кабана. Похоже, что, раненный охотниками, он попытался убежать по льду, но провалился…

И уж совсем забавный случай произошел с моим приятелем, которого пригласил к себе на рыбалку. Он расположился на соседском мостике. Не клевало, и мы переговаривались. И вдруг я заметил, что приятель уставился на удочку и молчит как-то напряженно. Страшно! Но вот он пришел в себя. «Что случилось?» — поинтересовался я. Оказывается, когда он, услышав какую-то возню за спиной, оглянулся, то оцепенел. Огромный коршун спокойно доставал из ведерца мелкую рыбешку, пойманную раньше.

Впору было напугаться и мне спустя какое-то время. Спокойно удил рыбу на своем мостике, как вдруг ни с того ни с сего под самым носом «взорвалась» вода, и со дна выскочила, размахивая огромными крыльями, птица. Баклан! Он нырнул где-то далеко и плыл долго в воде, пока не выскочил передо мной. Много рыбы здесь изводят. Говорят, что перелетели они сюда из Чехии, откуда их изгнали за прожорливость на местных озерах. Теперь вот здесь бесчинствуют. Соперников у них почти нет. Разве что сети браконьеров. Но таких здесь все меньше и меньше. Слишком велик штраф за незаконный лов.

Будущее Ленивого озера меня тревожит. Хиреют деревни вокруг него, и, казалось бы, вода должна становиться все чище, так как почти нет никаких сбросов, однако озеро, наоборот, зарастает. По разным причинам. Но это, как говорится, совсем другая история.

В следующей публикации серии постараюсь рассказать о драмах, что случаются с людьми, живущими в этих благословенных местах. Здесь тоже хватает всякого…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter