Для пропаганды книг в Беларуси используют неформальные способы

Богданович мог быть хипстером

се сетуют на то, что закончилась литературоцентричная эпоха. Сегодня основной источник информации и эстетических переживаний — отнюдь не книга. Разумеется, первый порыв интеллектуала — защитить святое. А для этого все средства хороши. Чего только не используют для привлечения внимания к книге! Сумочки и скульптуры из книг, мемы и видеоклипы, билборды и листовки в метро. Давайте посмотрим, как это получается в контексте Беларуси.

1. Виртуальное путешествие

Национальная библиотека нашла способ продвинуть книгу мемуаристки XVIII века Саломеи Русецкой «Авантюры моей жизни». Напомню, что дама была лекарем, имела пациентов при дворе турецкого султана и русской императрицы, скакала в мужской одежде на коне, стреляла из пистолетов, влюблялась, обманывалась. К 300–летию белорусской амазонки — виртуальный проект «Адысея Саламеi Русецкай: ад Стамбула да Пецярбурга». Открываешь соответствующий раздел на сайте библиотеки — и, пожалуйста, иллюстрации, фото, цитаты, комментарии — по всем пунктам маршрута Саломеи. В виде путешествия по книгам четырех современных авторов проходил проект «Мовабокс»: желающие решали компьютерный тест, победители получали в подарок набор артефактов. А по книге дауншифтера Андруся Горвата «Радзiва «Прудок» затем состоялись и реальные экскурсии — в тот самый Прудок.

2. Апгрейд внешности

Мода осовременивать внешний вид классиков дошла и до нас. В 2015 году студент–историк из Гродно Александр Перегудов в проекте «Падарожнiкi ў часе» представил с помощью компьютера, как выглядели бы белорусские классики, если бы жили в наше время. Максим Богданович вышел у него типичным хипстером, в синем пиджачке и стильных очках, Франтишек Богушевич с его пышными усами стал колоритным байкером в татухах. Молодой Якуб Колас с его бородой тоже прекрасно вписывается в хипстерское время, и черная «вышимайка» ему к лицу. Недавно дизайнер Ольга Офицерова тоже «приодела» классиков. Стиль Якуба Коласа, например — «практичность»: «Абутак: Marko, джынсы: Colin’s, кашуля: Colin’s, куртка: Colin’s», стиль Констанции Буйло — «фантазия». Одета она в юбку и джемпер от Concert Club. Стиль Максима Богдановича — неоклассика. А Максим Танк с его «воляй да перамогi» одет в спортивный гарнитур.

ФОТО CENTRKOLA.BY

3. Мотиваторы

Все любят мотиваторы — вдохновляющие на что–то картинки. К 500–летию Скорины появился набор блокнотов. На одном, например, Дунин–Марцинкевич в спецовке, с секатором оснащен фразой: «Мiж церня цвiце i прыгожая ружа». Василь Быков, оставив сломанный велосипед, бежит под слова: «Каб дасягнуць мэты, часам трэба да апошняй магчымасцi змагацца з магутнаю сiлай абставiн», а Якуб Колас едет на велосипеде с цитатой: «Добра быць у дарозе, якую ты сам сабе выбiраеш». Появлялись классики на майках, кружках, сумках. Например, первопечатник, поднимающий пенную кружку: «Францыск Скарына — канкрэтны мажор».

4. Комиксы

Наверное, первый комикс по белорусской книге создал Адам Глобус еще в 1987 году. Это была книга формата А4 — легенда в рисунках по «Дзiкiм паляваннi караля Стаха» Владимира Короткевича. Комикс переиздавался несколько раз, и читатель навсегда запомнил, что такое «лемпард болотный». Сегодня проект молодых дизайнеров «Сучасны комiкс» стартовал сборником комиксов «Легенды дрымучага лесу» на основе белорусского фольклора. К дню рождения Василя Быкова была издана книга в жанре графического романа по рассказу «Сваякi». В журнале «Вясёлка» сейчас в каждом номере печатают комикс по сказке белорусского писателя.

5. Рэп

Белорусские рэперы тоже обращаются к классике. Например, Антось Звычайны в альбом «Бел.лiт. х Змрок» включил треки на стихи Янки Купалы, Владимира Короткевича, Максима Танка и других поэтов. В проекте «(Не)расстраляныя вершы» рэпер Винцент переосмыслил стихотворение расстрелянного в 1937–м поэта Зямы Пивоварова. Подвизаются в этом стиле современные белорусские поэты Виталь Рыжков и Антон Рудак.

ФОТО UDF.BY

6. Граффити

В Могилеве осуществили проект «Стихи на стенах»: выпускники Школы городских инициатив «Теплица» к 700–летию города украсили здания стихами. «Калi ўсе згублены ключы, калi нi шанцу, анiчога — усё ж iдзi, любi, крычы i пасягай на перамогу» — призывает Алесь Рязанов. «Мама! Пройдзе час — перастанем мы, «перабесiмся», станем сталымi — а пакуль, калi ласка, адстань ад мяне! Я яшчэ пажыву хiстаннямi...» — заявляет Виталь Рыжков. В Бресте появились граффити со стихами белорусских классиков в программе «Уличные стихи». Например, Максим Богданович на стене дома по улице Маяковского философствует: «Жывеш ня вечна, чалавек, перажывi ж у момант век». А еще иногда на стенах домов можно заметить небольшое забавное граффити, исполненное под трафарет: стилизованный облик Максима Богдановича и текст «Напiшы ёй санэт — бабы любяць санэты». Слова, как понимаете, не Максима, а неизвестного шутника.

7. Квесты

Хорошая книга — прекрасное поле для игры. Вот, пожалуйста, в Могилевской центральной библиотеке — «квэст–рум па кнiзе У.Караткевiча «Чорны замак Альшанскi», в Брестской областной библиотеке — «квэст–гульня па аповесцi Янкi Маўра «Палескiя рабiнзоны», в Гомельской центральной библиотеке — квест «Незвычайны востраў — Куранi...» по роману Ивана Мележа «Людзi на балоце». На осенних каникулах детей приглашали в мистическо–исторический лагерь «Дзiкае паляванне», концепция которого базировалась на произведениях Владимира Короткевича и Яна Барщевского.

И неужели вы до сих пор считаете, что белорусская литература — это скучно?

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter