Такое мнение во время делового форума на прошедшей недавно 27-й Международной специализированной оптовой выставке-ярмарке «Продэкспо» высказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов.
Сегодня Беларусь занимает 23-е место в глобальном рейтинге доступности продовольствия, куда входят 112 стран. В этом списке продовольственной безопасности мы опережаем Россию, Польшу, Украину. На первом месте Финляндия.
– Там достойное обеспечение продуктами питания. Хотя того разнообразия, богатого ассортимента, что у нас на полках, там нет. Многие иностранные гости, попав в наши магазины, искренне удивляются широкому выбору, – отметил представитель Минсельхозпрода.
При этом Беларусь по праву считается сырной державой – страна занимает 4-ю строчку в глобальном рейтинге среди экспортеров этого вида продукции. В 2020-м мы произвели 270 тысяч тонн сыров без учета творога, из них 230 тысяч тонн ушло за границу.
– Это результат целенаправленной политики Минсельхозпрода в последнее пятилетие – практически на 50 процентов вырос объем выпуска сыров. И будет расти дальше. Скорее всего, будет меняться структура производства – будет увеличиваться доля твердых и супертвердых сыров, так называемого премиального сегмента, и мягких сыров, включая плавленые. Средний сегмент останется примерно в таких же объемах, – озвучил планы в развитии направления Богданов.
К слову, средний белорус в год съедает 7,5 килограмма сыра. И со стороны граждан есть запрос на более премиальные виды.
– Мы видим по обращениям торговли, что не хватает элитных белорусских сыров, больше они отгружаются на экспорт, там продукцию вырывают с руками и ногами, она действительно хорошая. Принимаем упрек и берем обязательство продвигать эту тему на внутреннем рынке. Торговлю в этом плане прошу об обратной связи. А население необходимо приучать к правильному потреблению этой категории сыров. На «Белагро» будем отдельно делать сырные дни. Возможно, такие же акции можно проводить и в торговле. Готовы обсуждать креативные идеи, – отметил замминистра.
В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская подтвердила: в торговле элитные сыры представлены в ограниченном количестве, они дороже привычных полутвердых, но стоят того.
– Хотелось бы, чтобы эти сыры оперативно оказались у нас и были на полке в дальнейшем. Ведь надо время на продвижение товара, чтобы покупатель изучил вкусы, чтобы мы смогли определить потребности, – озвучила пожелание Шаблинская.
Что касается сухого молока, то этот сектор не сильно растет в объемах производства. В прошлом году выпуск составил 130,4 тысячи тонн, 113 тысяч тонн из них ушло за границу. Экспортируется товар в 58 стран. Чаще всего – в дальнее зарубежье. После успешных поставок сухого молока, как правило, начинают продвигаться на новые рынки и другие виды молочки.
В планах по экспорту нашего продовольствия на этот год – превысить отметку 6 млрд долларов. К 2025 году выйти на 7 млрд долларов.
Фото БЕЛТА