Богдан Ступка, вернувшийся из власти

Исполнитель роли несчастного царя из знаменитой античной трагедии Софокла в постановке не менее знаменитого у нас Роберта Стуруа минскую публику не подвел и не разочаровал.
Богдан СТУПКА сейчас везде. И на всевозможных фестивалях - в качестве члена жюри или просто гостя. И в сериалах, и в самых шумных кинопремьерах - по случаю можно вспомнить хотя бы "Своих" или "Водителя для Веры", всерьез претендующего на "Оскара"... В Минске же он появился сразу в образе царя Эдипа, попав на театральный фестиваль "Панорама" буквально с корабля на бал: в Симферополе, где Ступка снимается в очередном международном проекте, по причине нелетной погоды отменили все самолеты, и спектакль Киевского театра им. Ивана Франко едва не оказался под угрозой срыва. К счастью, исполнитель роли несчастного царя из знаменитой античной трагедии Софокла в постановке не менее знаменитого у нас Роберта Стуруа минскую публику не подвел и не разочаровал. А под занавес дал слово художественного руководителя вернуться в Минск вместе со своим театром еще до первого снега.

- Хочу сказать вам, Богдан Сильвестрович, что при таком напряженном ритме жизни вы отнюдь не выглядите изможденным. Знаете какой-то секрет?

- Какой там секрет! Когда сил уже нет, включаю "автопилот". Заниматься собой специально мне некогда. Вот только что из Симферополя прилетел, а послезавтра улетаю в Америку...

- И при этом обещаете белорусским зрителям скорую встречу.

- Дело в том, что на ноябрь запланированы Дни культуры Украины в Беларуси - наше министерство уже закупило целый поезд, чтобы показать вам лучшее украинское искусство. Приедет и театр Ивана Франко - собираемся привезти сюда украинскую классику "За двумя зайцами", "Ревизора", "Швейка" и "Поминальную молитву", которая не сходит с нашей сцены уже 15 лет. Знаю, что в вашем театре Янки Купалы также идет этот спектакль, поэтому, думаю, минской публике посмотреть другой вариант будет вдвойне интересно. Позже планируются гастроли белорусского театра в Киеве - как раз сейчас наши министерства ведут переговоры об этом.

- О сотрудничестве с кем-либо из наших режиссеров случайно не подумываете?

- Уже на грани этого! Надо любить друг друга, уважать и учиться друг у друга - только тогда театры прогрессируют. Иначе будешь сидеть только в своем болоте и квакать... нечленораздельно.

- А Стуруа как вам удалось в свой театр заманить?

- Все задают мне этот вопрос! Приехал в БДТ - Кирилл Лавров туда же: "Как тебе удалось заполучить Стуруа? Мы за ним уже 11 лет охотимся, а он все откладывает..." А вышло просто. Тбилисский театр приезжал в Киев с гастролями в 2000 году. Я воспользовался моментом. "Роберт Робертович, - говорю, - выберите, что бы вы хотели поставить на украинской сцене". Дело в том, что у него "сентимент" в Киеве: тетя Роберта когда-то преподавала в нашем театральном институте марксистско-ленинскую эстетику. А ее муж тогда был директором Киевского оперного театра. И Стуруа мальчиком часто приезжал сюда. Потом женился - одновременно со своим другом, и в свадебное путешествие две семьи отправились в Киев... Вот этот "сентимент" и сработал, я думаю! Когда Стуруа наконец выбрал, что будет ставить, прислал мне замечательное письмо, которое начиналось очень по-философски: "Власть - это такая вещь, что даже самые гуманные люди становятся тиранами, узурпаторами и так далее. Только небольшое количество людей может вернуться из власти в нормальную жизнь - они-то и становятся людьми по-настоящему..." И предложил мне сыграть царя Эдипа. Поначалу меня это смутило - Иокаста ведь у нас молодая! Но Стуруа возразил: дескать, "Пьета" Микеланджело тоже молодая, хотя, по обывательской логике, умирающего Христа должна держать на коленях уже пожилая Мария... Вообще, он очень интересный человек, знает все! Ночами сидит за компьютером. Вроде и немолод уже, но все пытается что-то узнать, понять...

- В последнее время все ваши герои - люди, облеченные властью...

- Людей при власти приходилось изображать не только на сцене или в кино, я ведь был еще и министром культуры Украины! Правда, эту роль играл недолго - 1 год и 5 месяцев... Даже не знаю, почему во мне видят только "властных" персонажей. После фильма "Водитель для Веры" (кстати, если все будет нормально, собираюсь представить эту картину на вашем "Лiстападзе") - там я сыграл генерала, командующего сухопутными войсками Черноморского флота, - все мосфильмовские фирмы стали предлагать мне роли или министра энергетики, или генерал-губернатора, или просто современного губернатора... Но от всех предложений я отказался, потому что там нет судьбы, одно лишь присутствие. Одним словом, далеко не "Царь Эдип". Вот где судьба - он и жертва, и следователь одновременно...

- Со Стуруа понятно. А у Някрошюса что, тоже свой "сентимент" к Киеву?

- Совместную работу с ним мы пока еще не начали, но я написал ему письмо, где предложил поставить на сцене театра имени Франко "Пер Гюнта". Сергей Владимирович Данченко, которого я сменил на посту художественного руководителя театра, когда-то страстно мечтал поставить эту пьесу. И в память о нем мы обязательно должны сделать этот спектакль... И тут получаю телеграмму от Някрошюса: "Идея очень интересная".

- Ходят слухи и о революционной постановке "Лолиты" в Киеве с участием лидера популярной группы "Вопли Видоплясова"...

- Ну, это вовсе и не "Лолита", хотя, пожалуй, что-то есть... Сын дал мне как-то послушать новый диск Олега Скрипки с обработкой шлягеров Эдит Пиаф, Элвиса Пресли, украинских народных песен. Все очень прилично, понравилось. И эксперимента ради я пригласил его поработать над классической оперой "Наталка-Полтавка", ставить которую будет Александр Ануров, который работает сейчас в Москве. По сценарию у нас Наталка очень юная, а влюбленный в нее Возный - человек уже пожилой, поэтому, вероятно, и распространились слухи про "Лолиту"... Тьфу-тьфу, чтобы все получилось.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter