Богатый дядюшка желает познакомиться

Жил себе человек спокойно, никого не трогал.
Жил себе человек спокойно, никого не трогал. Работал в две смены на заводе, по субботам парился с друзьями в бане, в воскресенье с женой смотрел телевизор. В лавировании между вещевым рынком и продуктовым магазином умудрялся откладывать деньги на дачу и "на дочу". И тут в конце ноября вместе с первым снегом свалился на его голову домик, да не в деревне, а с видом на океан. И счет в иностранном банке такой, что его дочери-старшекласснице теперь любой оксфорд-кембридж по карману.

В среднем за год наследство заграничных дядюшек и тетушек перепадает трем десяткам наших с вами соотечественников. Проблема не в числе примеров, а в количестве денег. Ничто так не выворачивает людей наизнанку, как шальные доллары. Усомнюсь, не осмелюсь сказать, что любовь или дружба измеряются деньгами, но то, что темный осадок в душе вполне возможно мерить в дензнаках - правило почти без исключений.

"Деньги меняют человека, причем не всегда в лучшую сторону", - соглашается председатель Белинюрколлегии Наталия Юрченко. От себя замечу, что лучше всего это получается у легких денег, таких как неожиданное наследство. "Самая, казалось бы, незначительная информация, рассекречивающая имя наследника или конкретную сумму денег - повод для мошенничества", - объясняет мне руководитель инюрколлегии. Вот почему о сенсационных примерах неожиданного обогащения наших сограждан моя собеседница благоразумно умолчала.

Здесь позволю себе небольшой экскурс в прошлое, чтобы пояснить, какое отношение к наследникам иностранных состояний имеет адвокатская контора, которую возглавляет Наталия Васильевна. Инюрколлегия - детище советских 30-х. Она была создана для того, чтобы помогать гражданам СССР отстаивать свои права, в широком смысле этого слова, за рубежом. На практике сфера деятельности адвокатов сузилась до помощи при получении иностранного наследства и в меньшей степени пенсий, заработанных за границей. Белинюрколлегия выросла из регионального отделения общесоюзной организации, естественно, сохранив и приумножив традиции ремесла.

Из разговора с Наталией Васильевной я понял лишь, что миллионы долларов в белорусских наследствах не фигурируют. Хотя суммы иногда встречаются приличные и виллы на морском берегу отдельным счастливчикам уже перепадали. Я, кстати, припоминаю, как несколько лет назад газеты писали о белоруске, которой родственник из Канады оставил 400 тысяч долларов.

- Ну а какое должно быть наследство, чтобы вы им занялись? - спрашиваю у Наталии Васильевны.

- Единственное условие - чтобы наши расходы не превышали размеров наследства. Вот недавно приходил мужчина, у которого в одной из европейских стран умер отец. На счету у него лежали 150 долларов. Конечно, в данном случае овчинка выделки не стоит, наши затраты такой суммой не окупятся.

Чаще всего потенциальные наследники целенаправленно ждут подарка из-за границы. Но случается, что они даже не подозревают о существовании родственников в зарубежных странах. Бывало и так, что человек официально числился пропавшим без вести или на него во время войны даже пришла похоронка, а о том, что он долгие годы жил за границей, становится известно только после его смерти.

Если умерший оставил наследство и известно, что его родственники могут находиться в Беларуси, в игру вступает Белинюрколлегия. Самый сложный этап - поиск наследников. Технологий здесь много. Самые очевидные две. Во-первых, можно разместить рекламу в СМИ. Признаться, к написанию статьи меня подтолкнуло как раз такое объявление о бесхозном наследстве. А во-вторых, если круг претендентов более или менее определен, Белинюрколлегия рассылает им письма. Иногда по одному делу писем бывает сотни, а то и тысячи. Представляю, какую надежду сеют они в сердцах своих адресатов. Но лишь одному из чаяний суждено сбыться...

В Беларуси во время войны были уничтожены практически все архивы. Поэтому часто, чтобы доказать родственные связи, приходится искать живых свидетелей, ездить с ними для дачи показаний за тридевять земель. Существует масса других подводных камней. Теоретически может оказаться так, что, согласившись на наследство, человек примет на себя и долги усопшего. Так что, может, "счастливчику" еще и доплатить придется. Конечно, настоящие профессионалы такого не допустят.

Существует простой способ убедиться в том, что вашим наследством заняты именно такие люди. Белинюрколлегия - единственная законная организация в Беларуси, помогающая получить наследство из-за границы. Хотя конкуренция со стороны иностранных адвокатских контор ощущается и у нас в стране. Хуже, когда эту конкуренцию создают просто нечистоплотные люди или непрофессионалы. "К нам часто обращаются недовольные размером наследства. Иногда людей просто его лишают. Но, к сожалению, в большинстве случаев мы уже ничем не можем помочь", - рассказывает председатель коллегии.

Сегодня адвокаты коллегии оказывают юридическую помощь не только нашим гражданам за рубежом, но и иностранцам в Беларуси. Появляется все больше дел, связанных с бизнесом, семейных или даже уголовных дел. Такое расширение функций диктует само время. Корабль под названием "Беларусь" давно взял курс на мировой океан, где таится множество юридических рифов и без надежных лоцманов не обойтись.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter