Богатырская наша сила

Корреспонденты «СОЮЗа» наблюдали схватку двух гигантов — человека и «БелАЗа»

Корреспонденты «СОЮЗа» наблюдали схватку двух гигантов — человека и «БелАЗа»


ЧТОБЫ сдвинуть с места 30–тонный карьерный самосвал, требуется около 400 лошадиных сил. Или две человеческие — сила духа и сила мышц. Это доказал минчанин Вячеслав Астапенков на международном турнире «Strongman cup 2011», прошедшем накануне Дня машиностроителя на Белорусском автомобильном заводе. Богатыри из Беларуси, Литвы, Эстонии, Латвии и Нидерландов поднимали 130–килограммовое бревно, бегали с двумя 135–килограммовыми «чемоданами» на скорость, кантовали гигантские покрышки весом по 3 центнера... А Вячеслав после всего этого еще и протащил несколько метров 30–тонную махину! Корреспонденты «СОЮЗа» узнали секреты и одного из самых сильных людей в мире, и одного из крупнейших производителей карьерной техники.


— Такой турнир мы проводим впервые. Но, глядя на реакцию спортсменов и зрителей, думаю, он станет хорошей традицией, — полагает заместитель генерального директора ОАО «БелАЗ» по идеологической и информационной работе Станислав Якубович. — В следующий раз сделаем его тематическим: в качестве снарядов подберем подходящие детали от наших самосвалов. Силачи будут поднимать не безликое бревно, а, например, карданный вал. Ну а самых больших «снарядов» для рекордов у нас хватает!


Кстати, пока человеку удалось сдвинуть с места лишь самую маленькую из моделей «БелАЗа». В кузов 360–тонника таких несколько поместится. Но и на него силачи смотрят хоть и с ироничной улыбкой, но без скепсиса. Одному, конечно, такую махину не расшевелить, но если впрячься вдесятером... Похожий опыт, кстати, имеется: в прошлом году 9 сильнейших атлетов мира (среди которых был и победитель нынешних соревнований в Жодино Тармо Митт) сдвинули и переместили на 5 метров «Руслан» — самый большой самолет в мире весом 195 тонн.


Правда, в этот раз тягаться с огромной машиной ни Тармо, ни другие гости не решились. Попробовали свои силы только двое белорусов — Александр Лапырев и Вячеслав Астапенков. Но сколько ни старался Александр, хоть он и один из опытнейших белорусских стронгменов, самосвал не поддался. А вот Вячеслав, пришедший в силовой экстрим всего 2 года назад, взял–таки 30–тонник «на буксир».


— Самое трудное — после изматывающих состязаний еще и тащить «БелАЗ», — признался силач. — На свежие силы — это совсем другое дело. До этого я максимум что двигал — 20–тонную фуру. А теперь было бы интересно попробовать потянуть самолет.


Наверное, еще интереснее богатырям будет «сразиться» с новой разработкой БелАЗа — карьерным самосвалом на 420–450 тонн, опытный образец которого на заводе планируют произвести в начале 2013 года. Проблему отсутствия в мире шин, способных выдержать такую массу, конструкторы собираются решить просто: на переднюю ось установят не два, а сразу четыре колеса. С остальными трудностями в создании гиганта справиться будет тоже несложно, уверены на предприятии. Сейчас БелАЗ на подъеме: за январь–август производство увеличилось на 44 процента по сравнению с таким же периодом прошлого года, доля экспорта за эти месяцы составила 145 процентов.


— В последнее время мы закрепились в довольно «сложных» странах, — добавляет генеральный директор ОАО «БелАЗ» Петр Пархомчик. — Например, в Чили наши самосвалы работают на высоте 4200 метров в очень непростых климатических условиях. Такие далекие рынки, как ЮАР, Китай, Вьетнам, Иран, тоже успешно осваиваем. Ну и о ближайших соседях, конечно же, не забываем. Сейчас нам нужно интегрироваться в экономику Таможенного союза, теснее сотрудничать с российскими предприятиями. Возможно, стоит еще раз подумать о создании совместной белорусско–российской корпорации по карьерному транспорту. Мы, к примеру, в свое время пытались создать совместный двигатель. Пока этот проект застопорился. Найдутся достойные партнеры — мы его с удовольствием возобновим.


Будем надеяться, что найдутся. Ведь если один богатырь может сдвинуть с места огромный «БелАЗ», то возможности нескольких мощных предприятий, если они объединятся, поистине безграничны.


polosmak@sb.by


ЖОДИНО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter