Богатыри, не мы

Каскадеры: Травмы первые пару часов вообще не ощущаешь

Каскадеры — о безупречном трюке, правиле топорика и сахарной бутылке

Мужчина сел в машину, дал отмашку — и через секунду фургон протаранил его автомобиль. Он перевернулся, у водителя — смертельный перелом костей черепа. Другой случай. Человек спрыгнул с вертолета в море. При ударе о воду потерял сознание, захлебнулся. Они не камикадзе. Они каскадеры.

Случайность ли их трагическая ошибка или результат собственной неосторожности? Фатум или что-то еще? Одно понятно точно: соблюдение техники безопасности по принципу «с инструкцией ознакомлен, подписал и забыл» здесь не прокатит. Что такое техника безопасности трюков, корреспондент «Р» проверила лично.

Весу во мне — полтонны

На съемочной площадке летает какой-то вурдалак в длинном плаще. По всему видно, персонаж недобрый, хотя порхает исправно. Всякие фортели в воздухе выкручивает. А приземлившись и сняв свою экзотическую одежу, становится Дмитрием Антоновым — опытным каскадером. В огне он не горит и в воде не тонет.

— Сейчас я был злым привидением. По сюжету оно летает со сложными пируэтами, поэтому я дублировал актера. А так артисты обычно летают сами, трюк несложный, — говорит Дмитрий. — Желаете ввысь?

Мне дают акробатический пояс, к нему крепят два троса. Они восходят к конструкции, установленной на высоте метров пяти. Ассистент управляет ею, как джойстиком: вверх-вниз, резко-плавно. Еще минута — и буду висящей марионеткой.

— Так я, собственно, о технике безопасности, — напоминаю каскадеру.

— Прежде всего, это выбор тросов. Вот в вас примерно 45 кг, да?

— Ой, не льстите.

— Ну, 50. А в свободном падении через секунду уже 500 кг. Значит, берем тросы с трехкратным запасом прочности. Главное, помните: вращаясь «серпантином», не смотрите по сторонам, иначе закружится голова и потеряете равновесие.

Однажды в павильоне под потолком повисла фея. Крутилась вокруг своей оси, раз — и обмякла на тросах, потеряла сознание. Сама виновата, раз велено не вертеть головой — будь добра, не импровизируй.

Наконец, в этом деле надо правильно, прямо скажем, подвесить человека. Если пояс с тросами обвить чуть ниже груди, то изящного полета у феи никак не получится, максимум — ногами подрыгает. Чаще всего тросы крепят в районе пояса (центр тяжести человека).

«А все-таки она вертится!» — думала я, болтаясь под потолком. Обошлось без обмороков и прочих оказий.

Кина не будет!

— Сядьте, пожалуйста, на корточки, я дам вам коленом в лоб. И надо, чтоб вы эффектно отлетели, — Антонов удумал продемонстрировать на мне постановочную драку.

Удар в голову — это только на экране, а на деле человек подставляет ладонь. Ею же отталкивается от кулака и красиво отскакивает в сторону. Но оператор снимает так, что будто именно в голову. Словом, не ударь ближнего своего — один из принципов ТБ киношных боев. Однако иногда все по-честному: колотят каскадеры друг друга как положено. Тут главное — отрепетированность действий. И упаси бог импровизировать. Один неверный удар под дых — и «кина не будет».

— Травмы первые пару часов вообще не ощущаешь. Как-то падал со снегохода в сугробы. Пришел со съемок домой, снял сапог — а носок весь в крови. В снегу на что-то напоролся и даже не заметил, — рассказывает каскадер. — Порезы, переломы, раны, и даже глубокие, — это бывает.

Проверь лысину на прочность, посмотри на бутылку особенным образом, а приняв удар, ори правильно и не морщи лоб — примерно так представляла технику трюка с разбивающейся о голову бутылкой. Но дело, оказалось, нехитрое — тара варится, как леденец, из сахара и выкрашивается в зеленку. Сладко и безопасно. Правда, делают так уже редко — прошлый век кинематографа. Сейчас используют специальный прозрачный пластик, но по старинке называют сахарной бутылкой.

Из «мемуаров» каскадера Дмитрия Антонова: снимали эпизод, в котором герой застает дома маленького воришку, и мальчик с испугу бьет того бутылкой. На изготовление муляжа времени не было, и режиссер велел лишь изобразить видимость удара. Но разве юные актеры притворяются? Они живут в кадре! Мальчик «прожил» убедительно, а партнер заимел на голове швы. Удар был двойным.

— Ты зачем это сделал?! — кричал пацану режиссер.

— Ну, первый удар мне показался неправдоподобным.

Это был последний творческий дуэт актеров.

«На съемках сожгли всю деревню»

— Я как айсберг в океане, все плывет в сплошном тумане, — распеваю, окутанная сценическим дымом, как заяц из «Ну, погоди!».

Дым-машина выпускает абсолютно безопасный глицериновый дым. В кино используют и обычные дымовые шашки, они дешевле, но чреваты последствиями. Поэтому применяются только, когда в кадре нет людей.

На площадке Антонов может и за пиротехника отработать. «Технику безопасности знает, как свои три пальца» — этот анекдот не про него. Есть два варианта киношных пожаров: настоящие и их видимость.

— Снимая «Человека войны», сожгли целую деревню, выкупили все дома — и подчистую... Ради секундного кадра, — вспоминает Дмитрий.

Но зачастую дома и машины горят не взаправду. Их обрабатывают защитной жидкостью, вокруг разливают горючую смесь, поджигают ее. Все искрит и пылает, а когда потухнет — дом остается целехоньким.

Пиротехника — вторая по точности наука после богословия. Предугадать силу взрыва, радиус разлета осколков и прочее почти невозможно. Поэтому пиротехники — люди суеверные, например, никогда не говорят слова «последний», в любом контексте.

Я, кстати, просила, чтобы и меня маленько подпалили. Это трюк, когда человеку надевают комбинезон из негорючего материала и на несколько секунд поджигают. Тут главное — правильно рассчитать время, когда надо тушить. Меня, к слову, не жгли. А может, и к лучшему.

Свинец на шее

Каскадер не профессия, а состояние души, уж простите за избитую фразу. Основная же работа Антонова — мастер участка на «Беларусьфильме». Но в его квартире каждая мелочь говорит о том самом состоянии души: разные пиротехнические штуки, мудреные конструкции, дайверский костюм на вешалке.

— Вот нырял недавно, — замечает Дмитрий.

— Нырнуть и я смогу, эка сложность.

— Да? Держите, — вручает мне плоский кусок свинца. — Десять килограммов, между прочим. А я на дно с двумя такими иду. У дайверского костюма большая положительная плавучесть, в нем ты как поплавок, поэтому нужны грузы. Предположим, Джеймс Бонд по сюжету тонет. Значит, дублер нырнет в воду и просидит на дне несколько минут, пока камера не зафиксирует нужный кадр. На дне его должен ждать дайвер, чтобы дать дыхательный аппарат.

Сложность в том, чтобы, ныряя, не сигануть прямо на дайвера со всеми своими свинцовыми кирпичиками. А еще большой враг под водой — адреналин. Как только испугался, разволновался, начинаешь учащенно дышать и жадно потреблять воздух. Так можно и до дыхательного аппарата не успеть доползти, захлебнуться. Словом, надел «поплавок» с грузами — и хладнокровно, топориком иди ко дну.

Дмитрий Антонов учился на годичных курсах Международной ассоциации Жака Ива Кусто, проходил практику в Египте. Еще он кандидат в мастера спорта по вольной борьбе. И, кстати, имеет дипломы инженера, юриста, видеорежиссера и удостоверение промышленного альпиниста.

— Не заменит ли каскадеров компьютерная графика?

— Нарисовать взрыв еще можно, а вот то, как умирает человек, с эмоциями, смертельной агонией, — ни в жизнь не получится. Хорошего каскадера не нарисуешь, — говорит Дмитрий.

— А хороший каскадер боится перед трюками?

— Страх и мандраж — это хорошо, плохо, когда их нет. У меня есть. Каждый раз — как первый.

----------------------------------------------

Каскадеры, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса

ДОРОГОЙ ВОЗДУШНЫЙ ТРЮК. Саймон Карн выполнил один из самых опасных воздушных трюков: перешел с одного самолета на другой на высоте 4752 м во время съемок фильма «Клифхангер» (США, 1993 год). Трюк стоил 1 млн. долларов.

САМЫЙ ОПАСНЫЙ ПРЫЖОК. Стиг Гюнтер (Дания) прыгнул с высоты 104,55 м в надувную резиновую лодку в 1998 году.

ДОРОГОСТОЯЩИЕ ТРЮКИ. Более 3 млн. долларов пошло на оплату трюков для фильма «Титаник» (1997 год). В самой сложной сцене были задействованы 100 каскадеров, которые прыгали, падали и скользили на высоте 229 м, когда судно развалилось на две части и стало погружаться в воду под углом 90 градусов.

САМЫЙ ДЛИННЫЙ ПЕРЕХОД В ВОЗДУХЕ ВСЛЕПУЮ. Джей Кохрейн (США) в 1998 году прошел с завязанными глазами по канату, протянутому между двумя башнями. Расстояние составляло 182 м.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter