В Беларуси сохраняются все критерии продовольственной безопасности

Богатство нашего стола

Медленно, но верно мы начинаем жить сытнее Европы. По крайней мере, большей части ее населения. На днях немецкое правительство начало разрабатывать программы поддержки бедным гражданам, чтобы они могли хотя бы продовольствие купить. А смогут ли это себе позволить менее богатые страны ЕС? А будут ли доступны продукты питания большинству европейцев — сомнительно уже в ближайшей перспективе. Как говорится, доигрались в санкции и развал устоявшихся экономических связей. И западные фермеры рапортуют своим правительствам: рост себестоимости составляет уже 20—40 процентов. Из-за дорогого газа, топлива, удобрений и других санкционных последствий. Продовольственная инфляция в ЕС, США и без того бьет рекорды, но грозит «зашкалить». И ударить по калорийности простых граждан. А на голодный желудок — какое может быть развитие? 

Нашей стране удается сохранять наполненными полки в магазинах, обуздать продинфляцию и наращивать экспорт продуктов питания.

Наша продинфляция оказалась ниже ряда европейских стран. Самое главное — ее удалось «обуздать». Почему? Благодаря продовольственной безопасности, о которой заботились неустанно последние почти 30 лет. Итог: с этим показателем у страны все в порядке. По словам заведующей кафедрой Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК БГАТУ Натальи Киреенко, в Беларуси надежно выполняются три ключевых критерия продбезопасности. Продукты питания: физически доступны (производятся в достаточном количестве), экономически доступны (цены в целом по доходам граждан) и соответствуют стандартам безопасности и качества. Поэтому в рейтинге Global Food Security Index (Глобальный рейтинг продовольственной безопасности) Беларусь занимает достаточно высокие позиции. 

В частности, Наталья Киреенко акцентировала: 76 процентов продовольствия, которое мы потребляем, — отечественного производства. Наш аграрный и перерабатывающий сектор обеспечивает выпуск молока и молочных продуктов в 2,56 раза больше, чем внутренние потребности страны, в 1,35 раза — по мясу, в 1,25 раза — по яйцам, в 1,76 — по сахару. И отмечается ежегодный рост потребления продуктов питания на человека. Полки магазинов насыщены продовольственными товарами.

Если говорить про качество, то оно на высоком уровне. Ежегодно на мировой рынок страна поставляет продовольствия приблизительно на 7 миллиардов долларов. Без соответствующего качества и имиджа конкуренцию не выиграть. 

Если же писать про импорт, то как раз он и дал значительную долю продинфляции в этом году. Росли контрактные цены, сказывались и курсовые колебания, произошло существенное подорожание и усложнение логистики («спасибо» западным «партнерам»). Но не стоит расстраиваться. Во-первых, около трети импорта продовольствия к нам приходит из дружественной России, цены которого растут не так быстро. Во-вторых, до 40 процентов импорта мы можем производить по большому счету сами. Есть же у нас и иностранные конфеты-сладости, мучные изделия и сотни других наименований товаров, у которых существуют белорусские аналоги. Просто до поры до времени рынок требовал разнообразия. Сейчас потребитель ориентируется на более экономную стратегию потребления. Если проголосует рублем за дорогущий (по тем или иным причинам) импортный товар — его право. Главное, чтобы отечественные аналоги сохраняли доступность. 

Судя по множеству ограничений в международной торговле (которыми начали на самом деле злоупотреблять некоторые страны еще в первый год пандемии), мир меняется кардинально. Соответственно, и структура мирового продовольственного рынка тоже уже стремительно трансформируется. И наш аграрный сектор весьма чутко реагирует на метаморфозы. Кроме того, являясь всегда надежными поставщиками и контрагентами, нам тоже приходится (иной раз не по своей воле) пересматривать свою продполитику. В сложившейся ситуации, когда у тех же соседей-европейцев царят в продовольственном сегменте панические ожидания и спекулятивные стремления, оставаться приверженцами открытых каналов внешней торговли не совсем и целесообразно. Поэтому руководство страны и Правительство держат руку на пульсе и вводят те или иные ограничения на экспорт продтоваров. Исключительно, чтобы соблюсти баланс национальной продовольственной безопасности и коммерческих интересов субъектов хозяйствования. Иначе в ту же Европу (каналы спекулянты найдут) все наше продовольствие вывезут. В некоторых случаях задействуются те или иные инструменты ценового регулирования, чтобы сохранить доступность продовольствия. Но распространяются эти меры на социальные товары. Поэтому стране (при всех внешних перипетиях) удается сохранять наполненными полки в магазинах, обуздать продинфляцию и наращивать экспорт продуктов питания, особенно в ценовом эквиваленте. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter