Сельский туризм активен в восприятии новых идей, но страдает болезнями роста

Бог создал деревню, а люди – город

ДЕСЯТЬ лет назад никто и представить не мог, что в глубинку, можно сказать, в глушь в таком количестве устремятся отдыхающие. Сегодня же одним кликом компьютерной мыши можно отыскать райский уголок для отрешения от городской суеты и единения с природой. Буквально на глазах в нашей стране без внешних инвестиций и государственных затрат на селе возникла целая индустрия. Хозяева агроусадеб создали рабочие места, развивают регионы, приносят стране валюту. Отрасль даже в период кризиса справляется с экономическими вызовами — благодаря энтузиазму, таланту и трудолюбию сельчан, подтверждая народную мудрость, что Бог создал деревню, а люди — город. 

Домик над водой в усадьбе "Заречаны"  - место романтического уединения
ОДИН из участников международной научно-практической конференции по агроэкотуризму декан факультета международных отношений БГУ Виктор Шадурский видит несколько причин бурного развития сельского туризма:

— Удачно сошлись несколько факторов: энтузиазм и творчество владельцев агроусадеб, поддержка государства, предоставленная в соответствии с Указом № 372, финансовая помощь Белагропромбанка, неутомимая энергия общественных организаций. Определенный вклад внесли и представители академических кругов, проводящие исследования и занимающиеся подготовкой кадров. Мы не могли остаться в стороне, ведь агротуризм — это экономика, имидж государства и, что не менее важно, сохранение традиций. Их носители имеют последний шанс передать огромный пласт народных обычаев, ремесла, богатство и разнообразие белорусской кухни будущим поколениям, в том числе и благодаря хозяевам усадеб. 

Кроме этого, наполнение услуг требует развития параллельных бизнесов по производству и продаже оборудования, снаряжения для разного рода развлечений и занятий. Взять хотя бы веломаршруты, что организуют энтузиасты, соединяя красоты белорусской природы, достопримечательности современности и историческое наследие. Такой вид отдыха становится очень популярным. Тогда как круизный бизнес во всем мире генерирует 39 миллиардов долларов, то велосипедный — 41 миллиард, а Беларусь уже своим расположением чрезвычайно интересна велотуристам. На новый тренд первыми откликнулись агроусадьбы.

Способность к восприятию новых идей и быстрому их воплощению на практике отличает людей, занявшихся обустройством родовых поместий. Многие из них, корнями связанные с деревней, целыми семьями, и не только с детьми, но и со своими родителями, переехали в глубинку из городов. 

Многие хозяева в оформлении комнат и залов используют экостиль

Кроме инновационности, агротуризм продвигается в направлении креативности, экологичности, инклюзивности, встраиваясь в региональное развитие. В отрасль приходит все больше молодых людей. Для владельцев усадеб присуще постоянное повышение своих компетенций. Эти особенности сельской туриндустрии назвала председатель правления общественной организации «Отдых в деревне» Валерия Клицунова:

— В период кризиса, когда не ожидается больших инвестиций, надо использовать интеллект, талант, знания и на этой основе делать интересный турпродукт. Потому что самое важное для туристов — это впечатления. И совсем необязательно, что его произведут пятизвездочные отели или дорогие усадьбы. 

Чем и занимаются многие хозяева. Так, к Алесю Лосю, музыканту и мастеру народных инструментов, едут в Налибокскую пущу ощутить дух минувших столетий — через увиденные дуду и колесную лиру, басетлю и жалейку, через услышанные звуки. 

Фермерское хозяйство «Экофлора», где прямо в теплицах устраивают лекции, открывая тайну выращивания своего собственного Эдема, а в завершении экскурсии каждый ребенок получает маленькое растение, которое он везет домой, и дальше заботится о нем — тоже новый формат сельского туризма. 

Василий Рубцов из Ракова восстановил технологию радзивилловской гравировки. Он — единственный в Беларуси мастер по обработке стекла и хрусталя, который в небольшой мастерской создает настоящие шедевры на хрупком полотне. Не так давно изготовил бокалы, точно такие, из которых представители славного рода в ХVII веке пили вино и старку, посуду к юбилею Михала Клеофаса Огинского. Сделать достойную копию раритетов удалось благодаря детальному изучению древней технологии и рисунков. В мастерской у посетителей разбегаются глаза, здесь есть все — от карандашниц до шикарных ваз с изображениями животных. Да и юмора мастеру не занимать, он делает наборы для рыбалки, игр и вечеринок. 

Туркомпания «Пан шляху», сотрудничающая со многими усадьбами, шесть лет назад решила составить им конкуренцию и попробовать себя в новом начинании, выбрав направление занимательного или образовательного сельского хозяйства. Фермерское хозяйство «Фольварк королевской голубики» в Червенском районе — усадьба, где ведется натуральное хозяйство, специализируется на выращивании высокорослой голубики. Плантация ягоды сравнима с площадью столичного парка Горького — 25 гектаров. Уникальность экскурсионной программы в том, что каждая ее часть закрепляется интерактивным развлекательным блоком, и в результате туристам и минуты не дадут скучать.

По прибытии на место они сразу же знакомятся с историей собирательства — с древних времен до ягодников XXI века, потом проходят витаминный квест и мастер-класс по созданию сувенирных корзинок. Далее их ждет музыкальная теплица для выращивания саженцев и знакомство с наукой фитопсихологией, квест на предмет съедобности даров леса, «ягодный экспресс» по плантациям и катание в фирменных вагончиках, посещение площадки сельхозтехники и напоследок — чай и блинчики с голубичным вареньем. 

ЕЩЕ один тренд в развитии туристского сектора на селе — экологичность. В зеленую экономику домик в деревне вписывается вполне органично. Андрей Нижник, хозяин усадьбы «Заречаны» в Пуховичском районе, проводит экосвадьбы. В оформлении фуршета, костюмов и украшений использует только натуральные материалы — хлопок, лен, кружево. Меню праздника может включать в себя экоблюда, при этом столы сервируются в соответствующем стиле — с живыми растениями, в тени развесистых деревьев. На природе проводят и роспись молодоженов, а ночуют они на сеновале. В этом же районе общественное объединение «Пуховичский край» выступило с инициативой озеленения крыш зданий. 

Третий тренд — инклюзивность, то есть создание безбарьерной среды для инвалидов, но при этом без деления туристов на разные категории. 

— Речь идет о создании общей туристической инфраструктуры, универсального дизайна. Не надо отделять: вот эта тропа — для здоровых, а эта — для колясочников. Смысл инклюзивности в том, что все идут вместе, — пояснила Валерия Клицунова. — Большие буквы нравятся всем, а не только слабовидящим. Идти по наклонной хочется и мамам с колясками, а не только тем, у кого больные ноги.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ многих хозяев давно вышла за границы своих территорий. Они создают туристические кластеры, организуют зеленые маршруты, взаимодействуют с местными музеями, ремесленниками, фольклорными коллективами. То есть стали катализаторами развития регионов. Деньги работают с эффектом мультипликации.

Но при столь бурном развитии не избежать болезней роста. Это и слабая инфраструктура с недостатком объектов питания, придорожного сервиса. В местах, где созданы очаги сельского туризма, недостаточно автомобильных парковок, санитарных зон. Низкий уровень менеджмента — владельцы фактически интуитивно пробивают дорогу тем или иным направлениям, не способны к конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. За что и расплачиваются в условиях снижения платежеспособности гостей. Раньше спрос был больше, можно было не вкладываться в маркетинг и развитие, замечает Валерия Клицунова:

— Но то время уже ушло. И все, кто пришел в агротуризм, должны понимать: это тоже бизнес. Надо думать, как продать свои услуги, рекламироваться, создавать конкурентные преимущества, свои фишки.

Не создан общий сайт, который бы представил полную информацию об отдыхе в деревне, нет возможности бронирования мест, оплаты услуг банковскими пластиковыми карточками и других ноу-хау информационных технологий. 

Министр спорта и туризма Александр Шамко назвал еще одну болезнь роста:

— Позитивных моментов, конечно, больше, на это нужно сделать акцент: ежегодно мы прирастаем как по образованию новых агроэкоусадеб, так и по количеству агроэкотуристов. Но есть определенные вопросы, которые свидетельствуют о том, что изначальная идея по развитию переходит в плоскость, не связанную с агроэкотуризмом, — в плоскость ресторанного и гостиничного бизнеса, то есть идет определенная подмена понятий.

При этом министр подчеркнул, что позиция Минспорта — найти взаимоприемлемое решение: «Никто не собирается рубить сплеча и сгоряча, применять только запретительные меры».

klimovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter