Премьера спектакля «Крейцерова соната» состоялась в театре им. М. Горького

Бог резни

Почувствовать себя в роли присяжного заседателя на судебном процессе, где разбирают «мокруху» из жизни зажравшегося среднего класса, можно на премьере спектакля «Крейцерова соната» в театре им. М. Горького. Спектакль идет в постановке Марии Матох — ученицы худрука театра Сергея Ковальчика и народного артиста Бориса Луценко. Это вторая постановка Марии как режиссера, до этого был «ОбломOFF» по пьесе Михаила Угарова. Нынешний спектакль посвящен памяти Луценко: мэтр сам задумывался о постановке повести Толстого, но, увы, не осуществил.

RUSTHEATRE.BY

«Крейцерова соната», принадлежащая перу позднего Толстого, из-за своего обильного и нескончаемого «моралите» никогда не входила в число моих любимых произведений. Нельзя же в самом деле любить повесть, в которой встречаются, например, следующие пассажи: «Обыкновенная пища малого из крестьян — хлеб, квас, лук; он жив, бодр, здоров, работает легкую полевую работу (…) Ну а мы, поедающие по два фунта мяса, дичи и всякие горячительные яства и напитки, — куда это идет? На чувственные эксцессы».

Каждого пришедшего на Малую сцену горьковского театра на стульчике ждет симпатичная бумаженция: «Господин(-жа) присяжный (-ая), ответьте на вопрос: «Возможно ли оправдать господина Позднышева?» По опыту премьерных показов голоса зрителей распределяются не в его пользу, наполовину они разделились пока только один раз, так что Позднышеву, терзаемому своими страстями аккурат рядом со знаменитой «Володаркой», сидеть бы от звонка до звонка. Из чего мы можем сделать вывод, что наше общество патриархально, спаянно и устойчиво, за семейные ценности и благоприятный моральный климат в семьях будет стоять горой. И никакая либеральная мышь у него не проскочит и «демшиза» не пройдет.
Минимализм премьеры «Крейцерова соната» режиссера Марии Матох в театре им. М. Горького не лишит зрителя сильных эмоций.
В премьерном спектакле «Крейцерова соната» два актерских состава. Мне удалось посмотреть тот, в котором Позднышева играет лауреат Национальной театральной премии Александр Полозков, а его несчастную супругу Лизу — актриса Виктория Ковальчик. Да-да, жена художественного руководителя театра, и хватит об этом. Дуэт у Полозкова и Ковальчик получился лихой, диалектичный и нервный: глаз не оторвать. Каждую секунду между ними что-то происходит и меняется, первое раздражение от того, что кто-то постоянно мелькает в доме у тебя перед глазами, сменяется откровенным гневом, проблеск надежды оборачивается скукой, а потом еще большим отчаянием. Про Позднышева персонаж Федос Ходас из «Белых рос» тоже вполне мог бы сказать: «Вам надо было сходиться, как мне в космос лететь». А уж когда в доме появляется обольстительный учитель музыки скрипач Трухачевский с горящим пороком глазом (в исполнении пластичного молодого актера Дэвида Разумова), ничего хорошего не жди. Рок событий неустанно несет героев к трагической развязке. Эх, лучше бы Лизе на скрипке играть Бетховена, чем оказаться у Позднышева на пере.

На мускулистом и динамичном спектакле Марии Матох мне вспоминалась «Война супругов Роуз». Между актерами летят искры, каждый сантиметр Малой сцены, оформленной в стильных черных тонах, обжит и присвоен. И, несмотря на враждебность и агрессию этого пространства и его обитателей, чувствуешь себя в нем вполне уютно.

В год 100-летия Музея-усадьбы «Ясная Поляна» в Тульской области в июне уже в пятый раз пройдет театральный фестиваль «Толстой». Со всего мира съедутся на него потомки писателя, сядут в кружок и будут рассуждать, каким тонким психологом и душой компании был Лев Николаевич. А я подумал, что там вполне можно было бы показать нашу «Крейцерову сонату»: уровень спектакля у ученицы Ковальчика и Луценко получился явно не рядовой, фестивальный.

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter