Бог денежной машины

О мировом финансовом кризисе

Вакханалия цифири! Иначе и не назовешь все то, что происходило вчера на мировых биржах и соответственно на информационных лентах всех информагентств мира. Биржевые индексы падали, как карточные домики, начиная с Азии, потом свалились на европейских торговых площадках и закончили громким шлепком знаменитого индекса Доу — Джонс (Dow Jones). Он упал в понедельник на 4,42% — сильнее, чем когда–либо за последние шесть с лишним лет.


Но нас с вами заставила вздрогнуть вот эта новость — падение ключевого российского фондового индекса РТС вчера превысило 10%! Индекс РТС, скажу я вам, это российское «всё», включая ценные бумаги «Газпрома» и «Роснефти»...


Между прочим, совершенно не случайно цена контрактов на поставку нефти марки Brent в Лондоне упала на 4,44 доллара, или 4,7%, до 89,80 доллара. После того как она, эта цена, уверенно перекатилась за отметку 100 долларов, а соответственно так же уверенно нарастало и российское могущество в мире, основанное на высоких прайсах на углеводороды, — нынешнее падение вызвало легкое сотрясение в мозгах аналитиков.


Я не удивляюсь, почему позавчера российский Президент Дмитрий Медведев встречался в Кремле с 50 ведущими российскими бизнесменами. Как представляется, это как раз тот случай, когда бизнесу нужна господдержка, не столько материальная, сколько моральная. Хотя... «С мая, когда российские биржевые индексы достигли максимального уровня, — пишет «Таймс», — акции российского фондового рынка потеряли в стоимости более 680 млрд. долларов — это более трети ВВП России — после того, как инвесторы стали выводить свои деньги вначале из–за глобального кредитного кризиса, затем из опасений, вызванных растущим политическим риском и августовским конфликтом в Грузии».


Открытые акционерные общества российских бизнесменов–миллиардеров потеряли в стоимости примерно 142 млрд. долларов, а активы государства — 346 млрд. долларов, уточняет Крис Уифер, глава отдела стратегического планирования московского инвестиционного банка «Уралсиб». И это еще до вчерашнего сенсационного падения РТС на 10 процентов...


Дмитрий Медведев, как известно, заверил отечественный бизнес, что «несмотря на те глобальные экономические проблемы, которые есть сегодня, тем не менее ситуация в нашей экономике в целом абсолютно стабильна, в ней нет ни кризисных, ни предкризисных ситуаций». Впрочем, повторяю, сводки с российских бирж вчера были не столь оптимистичны.


...Хотя вам сегодня ни один аналитик в мире не скажет, чем закончится вступивший в активную фазу с понедельника мировой финансовый кризис, который даже кандидат в президенты США Обама назвал очередной Великой депрессией, — все же очевидно одно. Это испытание на прочность каждой из национальных экономик мира, и выстоять под давлением «невидимой руки» Генри Полсона (это министр финансов США) смогут далеко не все. В том числе и сам Генри Полсон.


Но, как кажется мне, неискушенному зрителю на этой мировой ярмарке финансового тщеславия, соблазн пощекотать нервы глобальным конкурентам так велик, что Уолл–стрит готов пожертвовать даже грандами собственного бизнеса (Lehman Brothers, Merrill Lynch), чтобы посмотреть, выживут ли остальные...


Нет, я вовсе не склоняюсь к мысли о некоем мировом заговоре против Кремля, но все же падение цен на нефть, а именно этого так жаждали на Западе все последнее время, — случилось. И потом, неопределенность, непредсказуемость, а на сегодняшний момент даже полная неразбериха на финансовом рынке слишком сильно влияет на передел мира, чтобы быть неуправляемой. «Управляемые кризисы»? «Стратегия хаоса»? Как бы это ни называлось, но подобная стратегия вызывает опасения даже у кандидатов в президенты США. Нынешняя экономическая игра слишком разорительна для среднего американца, а ведь именно от его мнения зависит, кто будет следующим хозяином Белого дома.


Так что я не очень удивлюсь, если в финальной стадии этой игры на сцену спустится, как в греческой трагедии, Deus ex machina — «Бог из машины» в лице Федеральной резервной системы США. Рынки уже со вчерашнего утра начали ждать объявления учетной ставки ФРС США. Многие думают, что ФРС в пятый раз за год понизит ее, чтобы стимулировать экономический рост. Это должно оказать позитивное воздействие на биржи. Ждем?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter