Белорусские и российские ученые объединят усилия по производству дронов.

Боевые аисты

Белорусские и российские ученые объединят усилия по производству дронов
Уже сейчас «начинка» белорусских беспилотников на 80 процентов отечественная. Уникальные разработки белорусских ученых заинтересовали российских коллег.



Объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов в ближайшее десятилетие может достичь 67,3 миллиарда долларов. Беларусь влилась в него всего три года назад, но уже конкурирует с опытными игроками.

Гнездо железных птиц находится в Минске – это научно-производственный центр «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» Национальной академии наук. К слову, это единственное в СНГ предприятие, которое имеет сертификат на серийный выпуск беспилотных авиационных комплексов собственного производства.

«Вот такой комплекс в прошлом году мы продали в Россию», – показывают мне парящий под потолком дирижабль «БАК ЭМ». Почти невесомый и тихий, этот разведчик отлично справится с наблюдением за местностью. Скорость его полета – от 0 до 40 км/ч. Густые кроны деревьев и кустарников дирижаблю нипочем. Находясь в воздухе от шести до одиннадцати часов и зависнув надолго над одной точкой, он даст четкое изображение объекта в мельчайших деталях.

Рядом с дирижаблем последняя разработка центра – беспилотный комплекс «Буревестник». Уже в этом году он поступит на вооружение МЧС. Аппарат, способный развить скорость до 120 км/ч и поднимать в воздух грузы, может вести разведку, изучать состояние сельхозугодий, обнаружить пожар. Эти задачи он выполнит даже на расстоянии 290 километров от пункта управления. В последующем «Буревестник» будет использоваться в том числе и для наблюдения за радиационной обстановкой в районе строящейся Белорусской атомной электростанции.

Процесс создания беспилотников трудоемкий. В этом удалось убедиться собственными глазами. В лаборатории научно-производственного центра над очередной партией аппаратов класса «мини» под названием «Бусел» (в переводе на русский – «Аист») как раз работали конструкторы. Модель предназначена для видеомониторинга в радиусе действия 25 и 50 километров. На сборку самого маленького аппарата весом до шести килограммов уходит в среднем две недели. Это ручная работа. Каждый элемент конструкции проходит жесткий контроль качества: необходимо, чтобы детали были максимально близки к эталону, в чем помогает современный 3D-сканер.

Предполагается, что «Буслы» будут охранять и белорусско-российскую границу по союзной программе по укреплению пограничной безопасности. Она действует до 2016 года, поэтому уже сегодня надо определяться, как развивать приграничную инфраструктуру в последующие годы.

Беспилотник, словно незаметная «птичка», взлетает с руки, в режиме реального времени передает всю необходимую информацию с высоты, а потом бесшумно приземляется на парашюте. Случаи, когда беспилотники здорово выручали пограничников, нередки. Оснастив заставу таким оборудованием, рубежи Союзного государства будут под надежным присмотром.

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона – главные зарубежные заказчики НПЦ «БАК и технологии». С каждым из них работают индивидуально и поэтому конкретных имен не называют – коммерческая тайна. В прошлом году было продано беспилотников на 650 тысяч долларов, в этом году согласовано контрактов уже на четыре миллиона долларов. Для новичка в этой сфере цифра весьма приличная – мировой рынок беспилотных авиационных комплексов сегодня оценивается в десять миллиардов долларов.

Рассказывает начальник научно-производственного центра Юрий Яцына:

– Перед конкурентами у нас есть большое преимущество – богатый опыт, накопленный нашим институтом в производстве различных материалов, обладающих уникальными свойствами. Наши беспилотные летательные аппараты очень легкие, но при этом и очень прочные.

К собственным разработкам помимо материала стоит добавить также автопилоты, видеосистемы, программное обеспечение. Уже сейчас «начинка» белорусских  БЛА на 80 процентов отечественная. В планах – создать в этом году свои электрические двигатели и наладить их серийное производство, затем – малогабаритные двигатели внутреннего сгорания во взаимодействии с Минским моторным заводом.

Уникальные разработки белорусских ученых заинтересовали российских коллег. А поскольку модели беспилотников по некоторым характеристикам у наших стран схожи, то возникла идея создать кооперацию по их производству. Очень тесно в этом направлении с научно-практическим центром в Минске сотрудничает ОАО «Долгопрудненское КБ автоматики», с которым сейчас ведутся переговоры. Вместе выходить на внешние рынки и конкурировать с другими производителями будет однозначно проще.


Кстати

К 2025 году армия России получит сотни беспилотников.

Проект Межведомственной целевой программы по развитию комплексов с беспилотными летательными аппаратами разработан в России.

Это первая программа, которая комплексно и системно планирует развитие отрасли БЛА (беспилотных летательных аппаратов) в России. В ней впервые скоординированы потребности силовых ведомств в беспилотной технике, госпрограмма вооружения и промышленные меры, которые необходимы для реализации планов федеральных структур. Также необходимо принять правовые акты, утверждающие авиационные правила для беспилотников и процедуры сертификации. В результате реализации программы к 2025 году российские силовые ведомства могут получить несколько сотен беспилотников различного класса и назначения. Сейчас программа находится на согласовании в Министерстве промышленности и торговли страны.

Головная организация в России по координации разработки и производства комплексов с БЛА – концерн «Вега».

Уже определены сроки и объемы финансирования НИОКР. Согласно проекту межведомственной целевой программы, около 30% денежных средств будет выделено на полномасштабную разработку дронов и создание опережающего научно-технического задела. Упор сделан на создание отечественных технологий, материалов и комплектующих. В частности, речь идет о создании новых высокопрочных композиционных материалов для планеров БЛА с высокими аэродинамическими характеристиками, малым удельным весом и малой заметностью во всем диапазоне длин электромагнитных волн. Предусмотрена разработка современных высокоэкономичных авиационных поршневых и газотурбинных двигателей, электродвигателей.

Кроме того, будут созданы спецсредства поражения для применения с борта беспилотников, системы старта и автоматической посадки аппаратов и защищенные системы высокоскоростной передачи информации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter