Бобруйское республиканское унитарное предприятие "Гидролизный завод": "Верны традициям!"

О том, как возрождается старейшее предприятие республики, рассказывает его директор Сергей БАКУН

Представляем собеседника
Сергей Николаевич Бакун работает директором БРУП "Гидролизный завод" с 1 июня 2005 года.
Ему 42 года. Родина — деревня Лунно Мостовского района Гродненской области. Окончил Белорусский технологический институт имени С.М.Кирова, инженер-механик.
Вся трудовая деятельность Сергея Николаевича связана с Бобруйским гидролизным заводом — в 1986 году он сменил студенческий статус на должность инженера-технолога ремонтно-механического участка.
Работал механиком дрожжевого цеха, начальником гидролизно-спиртового цеха, главным технологом и главным инженером завода.
Высокий профессионализм, новаторство, организаторские способности, честность и порядочность — качества, которые и стали определяющими при назначении С.Н.Бакуна руководителем старейшего в Бобруйске предприятия.
В семье Сергея Николаевича двое детей — дочери Илона и Екатерина. Жена Светлана Константиновна работает конструктором на "Белшине".
Хобби Сергея Бакуна — волейбол, рыбалка, охота.

— Основная наша продукция, — говорит Сергей Николаевич, — спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья и спирт этиловый ректификованный технический. Выпускаем эти виды продукции примерно в пропорции 60:40, в зависимости от заказов. Все мы знаем, куда и на какие цели идет спирт из пищевого сырья — это прежде всего ликеро-водочные предприятия. Качество нашего спирта весьма высокое, и проблем со сбытом нет.
Другое дело — технический спирт. Раньше его в больших объемах покупали Россия, Украина, страны Балтии, которые, как известно, ввоз этой продукции сейчас значительно ограничили. Сейчас мы восстанавливаем партнерские связи и понемногу увеличиваем экспорт. В Беларуси технический спирт широко применяется в парфюмерии, радиоэлектронике, автомобилестроении, авиации и т.д.
Производство обоих видов спирта с каждым годом растет. Восстановление его, по сути, и позволило заводу выбраться из экономической ямы, куда мы провалились одно время из-за падения спроса на продукцию Бобруйского гидролизного завода. Например, в 2006 году произведено 370 тысяч декалитров технического и 628 тысяч декалитров спирта этилового из пищевого сырья (рост по сравнению с 2005 годом соответственно 11,8 и 30,3 процента).
Мощности наращиваются и в 2007 году. В первом квартале, к примеру, произвели 201 тысячу декалитров спирта из пищевого сырья (295,6 процента к соответствующему периоду 2006 года) и 102 тысячи декалитров технического спирта (115,9 процента).
Как видите, объемы основного производства стремительно растут (205 процентов в действующих ценах к соответствующему периоду 2006 года), увеличивается производительность труда (168,5 процента), улучшается качество выпускаемых изделий.
Вместе с этим укрепляется финансовая система предприятия, растут доходы работников завода.
— Серьезная финансовая подпитка — выпуск продукции на экспорт. Как преуспевают бобруйчане в этом?
— Раньше, как я уже говорил, мы отгружали технический спирт в Россию, там был на него спрос. Сейчас наши соседи своими законами на ввоз спиртосодержащей продукции отгородились от нас капитальной стеной. Свято место пусто не бывает, гласит пословица. Сегодня нашу продукцию покупают в Польше. Предприимчивые фирмы используют ее для производства автокосметики и торгуют ею по всей Европе, в том числе и в Беларуси.
Наш завод поставляет свою продукцию в Германию, где биоэтанол востребован как средство для добавки в автомобильное топливо. Среди наших экспортеров и Литва, скоро будут, надеемся, и другие страны Евросоюза. Попытаемся возобновить деловые связи с Россией.
Безусловно, иметь сбыт продукции на внешнем рынке престижно и выгодно. В минувшем году от реализации на экспорт заводская касса пополнилась на 214,9 тысячи долларов США. И хотя прирост к уровню предыдущего года солидный (53,7 процента), это, считаю, не предел. Сейчас мы работаем в этом направлении.
— Но ведь продукция Бобруйского гидролизного завода не ограничивается лишь спиртом, который, как известно, "делает погоду" предприятию.
— Вы правы. Традиционно наш завод славился производством кормовых дрожжей, жидкой углекислоты. Развал Союза, надо сказать, негативно сказался и на выпуске этих видов продукции. Мало-помалу оба цеха набирают обороты. В 2006 году на заводе произведено 928 тонн кормовых дрожжей, почти втрое больше, чем в 2005-м, и 1640 тонн жидкой двуокиси углерода, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году.
Для читателей "Народной газеты" сообщу еще и о том, что сегодня мы выпускаем и успешно реализуем брикет топливный, стеклоомыватель "Кругозор" — для автомобилей, концентрат антиобледенителей жидкости, сублицин, бактоген, миколин. По всем этим видам продукции в минувшем году отмечен рост производства. Нынешний тоже не будет исключением.
— Хорошую услугу оказал ваш завод местному населению, освоив выпуск брикетов топливных. По сути, у бобруйчан и жителей района зимой не было проблем с обогревом своих жилищ.
— Брикеты топливные по форме такие же, как и из торфа. Их мы изготавливаем из лигнина, отходов производства гидролизного спирта. Раньше на предприятие поступало огромное количество древесных опилок (сырье для гидролизного спирта), которые в свое время были переработаны. Порядка 2—3 миллионов тонн лигнина находится на загородных площадках. Сейчас они пущены в дело. Ежемесячно на участке брикетирования выпускается тысяча тонн сухого топлива. Брикеты топливные пользуются спросом у населения, так как доступны по цене, а теплоотдача выше, чем у торфобрикета, да и зольность значительно ниже.
В ближайшие годы мы увеличим выпуск этого вида топлива и насытим им не только внутренний рынок, но и внешний. Интерес к этой продукции уже проявила Польша, не прочь покупать его и другие страны Запада.
— Ваше предприятие, Сергей Николаевич, из года в год расширяет ассортимент выпускаемых изделий. Какие задумки вы реализуете в ближайшем будущем?
— Вы знаете, у нас много задумок. Все они связаны с организацией производства на основе собственного сырья, то есть этилового спирта. Витебский медицинский университет разработал антисептическое средство для обработки операционного инвентаря, инструментов, рук хирурга и т.д., которое сейчас в республику завозится из-за рубежа и при реализации которого коммерческие структуры прилично накручивают цену. Освоив производство этого антисептика на нашем спирте, мы поможем отечественной медицине сэкономить немалые средства.
На наш взгляд, наиболее перспективна организация совместного предприятия по выпуску биоэтанола. Это будет крупный современный завод на территории нашего предприятия. Есть уже его финансовый проектант — одна иностранная фирма, которая посчитала выгодным делом инвестировать производство биоэтанола. В Европе и мире его применение в автомобильном топливе растет в год на 20—30 процентов. Оно и понятно, нефть дорожает, а технический спирт можно получать более дешевым путем — из зерна, сахарной свеклы, наконец, из древесины.
Поэтому производство, которое планируется организовать на совместном предприятии, сулит большую выгоду. Это большой и перспективный проект.
— Сергей Николаевич, наверное, все ваши достижения множились благодаря коллективным усилиям, высокому профессионализму и богатому опыту кадров. Давайте поговорим об этом.
— Согласен с вами. Сейчас списочный состав завода — 530 человек. Костяк коллектива — люди, которые работают у нас десять и более лет, их возраст — от 35 и выше, они — в расцвете сил. Они выдержали и славу, и трудности, и испытания. Когда завод оказался на грани развала, основная масса работников не разбежалась, а стойко сражалась за выживание.
Сегодня завод переживает непростое время, потихоньку набирает темпы, становится на ноги. Люди, прошедшие вместе со мной за 20 лет хорошую трудовую закалку, уверены в будущем предприятия. Мы вместе возродим его былую славу.
— У вас сложилась своя команда?
— Команда — это когда людям доверяешь и они не подводят тебя, работают и выполняют твои поручения на совесть. Да, у меня есть команда. Те, кто в нее входит, пришли на Бобруйский гидролизный завод вместе со мной или на три-пять лет позже. Это главный инженер Юрий Михайлович Корниенков, заместитель директора Владимир Николаевич Матюшевский, с которым мы вместе учились и жили в одной комнате в студенческом общежитии. Замдиректора Михаил Михайлович Масилевич — бывший партработник, прошел хорошую жизненную школу, ведет на предприятии коммерческие и другие важные вопросы. В этом списке  главный бухгалтер Наталья Збигниевна Иванова, очень добросовестный человек, умело организовала работу вверенного ей коллектива. Давно знаю и доверяю начальнику цеха Николаю Дмитриевичу Рудковскому. Многому можно поучиться у заместителя главного энергетика Дмитрия Ананича Дороша. Ему уже стукнуло семьдесят, но его целеустремленность и усердие очень полезны службе энергетики, куда не так просто подыскать нужного специалиста.
Я, как руководитель, не делю работников на пенсионеров и непенсионеров. Главное, чтобы человек честно выполнял порученное дело, приносил пользу родному заводу.
— Забота о людях. Какой смысл вы вкладываете в это понятие?
— Я, как директор, в этом вижу смысл всей своей работы. У нас, можно сказать, многое сделано по улучшению условий труда и быта тружеников предприятия. Дело не только в приличной зарплате. Действует хороший коллективный договор, положениями которого руководствуемся. Сегодня не являются новостью льготные путевки на детское оздоровление, материальная помощь многодетным семьям, людям, нуждающимся в приобретении дорогих лекарств.
Еще в 1996 году построили свой спортивный комплекс, который, несмотря на большие сложности, удалось сохранить. Здесь нашим людям созданы хорошие условия для занятий спортом, имеется бильярд, бассейн.
Содержим небольшую базу отдыха на Березине, где проводят свой отпуск наши работники со своими семьями.
— И последнее, Сергей Николаевич. 1 июня исполнилось два года, как вы на командирском мостике. Что вы пожелали бы своему коллективу в связи с первым юбилеем?
— Прежде всего успехов в работе. Чтобы все они хорошо жили, получали приличную зарплату, было счастье в их семьях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter