Бобруйская норка вновь выходит а мировой уровень

Спрос на бобруйскую пушнину постоянно растет

Еще несколько лет назад белорусские зверохозяйства лихорадило: на рынке пушнины грянул тяжелейший кризис, когда из-за перепроизводства меха шкуры норки невозможно было продать либо они уходили по смешной цене. Сегодня ситуация кардинально меняется: мех белорусского производства востребован на мировых аукционах.

Немалую долю экспортируемой продукции составляет пушнина Бобруйского сельскохозяйственного отделения «Зверохозяйство» ЧУП «Белкоопвнешторг» Белкоопсоюза. За последний год маточное поголовье норки в хозяйстве увеличилось на 106,5 процента к уровню 2009 года и составляет 21 тысячу голов. Соответственно увеличилось и производство шкурок: если в 2009 году их было 103,8 тысячи единиц, то в минувшем году – 108,4 тысячи. По деловому же выходу щенков на одну самку бобруйские звероводы поставили рекорд: в ушедшем году этот показатель составил 5,72.

Каким будет спрос на пушнину в дальнейшем – предсказать сложно. Мода изменчива: вчера был моден мех, завтра – кожа. Однако на недавних аукционах в Хельсинки пушнина пользовалась повышенным спросом: партия из Бобруйска была распродана полностью – за 35 960 шкурок выручили более 1,023 миллиона евро. Крупные партии традиционно уходят в Россию и Китай – эти страны являются постоянными покупателями бобруйского меха. Всего же за границу идет более 80 процентов произведенного сырья: пушнина – продукт экспортоориентированный. Оставшиеся 20 процентов «мягкого золота» реализуются на внутреннем рынке. Шкурки покупает Витебская меховая фабрика и другие предприятия, специализирующиеся на пошиве меховой одежды.

Сегодня крупнейшими поставщиками меха на аукционы являются Дания и Скандинавские страны. Чтобы составить достойную конкуренцию зарубежным производителям, необходимо знать, что на рынке востребовано, и, безусловно, иметь соответствующий ассортимент. А «правит бал» на мировых аукционах пушнина коротковолосого типа.

— Последние аукционы подтвердили: по качеству меха бобруйская норка занимает достойное место рядом с датчанкой, полькой или скандинавкой, — рассказывает начальник зверохозяйства Анна Штык. – И хотя на предприятии разводилось уже шесть цветовых типов норки, мы последовали мировому спросу – в 2009 году у нас появился короткошерстный «сканблэк». В 2010-м в Пинском и Калинковичском зверохозяйствах закупили еще 1800 голов.

Анна Евгеньевна возглавляет коллектив уже второй год. Опытный специалист звероводческой отрасли, она посвятила ей всю жизнь: после окончания Иркутского сельскохозяйственного института и года работы в местном зверохозяйстве переехала в Брестский район, где 20 лет набиралась опыта в СПК «Остромечево» в качестве зоотехника. Так что о норках Анна Штык сегодня знает все и постоянно отслеживает мировые тенденции. Зверьков «хитовой» породы в хозяйстве пока немного – 11,3 процента. Они менее продуктивны, прихотливы к качеству кормов, но на выходе окупаются все издержки – мех типа «сканблэк» на 20—30 процентов дороже, чем мех норки восточноевропейской. Так что всего через пару лет «новичок» начнет приносить хозяйству неплохие дивиденды.

В последнее время на предприятии постепенно решается и давно ставший актуальным вопрос обновления материально-технической базы. В прошлом году удалось модернизировать кормокухню – купили два новых измельчителя. В лизинг приобрели автобус для работников. На этот же год запланировано начало строительства новых шедов – здесь эксплуатируется база, построенная еще в советские времена. В хозяйстве функционирует холодильная камера на 1200 тонн, нынче пройдет реконструкция 800-тонного холодильника, благодаря чему можно будет заготавливать большие объемы кормов для поголовья. Норка – зверек прожорливый: в летние месяцы, чтобы прокормить основное поголовье и молодняк, а это более 100 тысяч зверьков, уходит свыше 40 тонн корма ежедневно. В рационе у зверя должна быть и рыба, и мясные продукты, и зерновые, и овощи, и витамины. С зерновыми в Беларуси проблем не возникает, а вот рыбу и некоторые мясные корма приходится привозить из Дании и Швеции – местные мясокомбинаты и райзаготконторы не всегда могут удовлетворить существующую потребность. А импортный корм – это удар по себестоимости шкурки. Для наглядности: в 2009 году затраты на одного зверя составили 59,6 тысячи белорусских рублей, 26,2 тысячи рублей из которых было отведено на статью «корма». Экономия же на кормах – удар по качеству шкурки. Вот и получается замкнутый круг, разомкнуть который пока не удается. Эта проблема, кстати, остается нерешенной для всех зверохозяйств отрасли.

На качество же бобруйской пушнины нареканий пока не поступало. Наоборот, спрос на нее растет. Вот и сейчас, несмотря на то, что все ответственные периоды — гон, щенение, забой – завершены, в хозяйстве кипит работа: идет подготовка к новому производственному периоду. Готовая же к отправке продукция ждет своего покупателя на складе, широкий выбор ему предоставлен и в фирменном магазине зверохозяйства.

На снимке: «Ох, и хорош бобруйский мех!» — восхищаются ведущий ветврач Нина Мороз и зоотехник Ирина Шуканова.

Фото: Татьяна ДАНИЛУШКИНА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter