Бобруйск: лед и пламень

Корреспонденты «СБ» побывали в готовом к открытию самом большом белорусском ледовом дворце

Корреспонденты «СБ» побывали в готовом к открытию самом большом белорусском ледовом дворце


Завтра на новенькой семитысячной «Бобруйск–арене», в день ее открытия, состоится первый хоккейный матч — команда Президента встретится со сборной мира. По именам состав у гостей просто потрясающий: Алексей Касатонов, Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Сергей Макаров, Владимир Крутов, финн Эса Тикканен... Как вам компания? Наверняка всех поклонников хоккея ожидает великолепное зрелище. На льду разгорится спортивное пламя. Но это все будет завтра, а сегодня давайте вместе с корреспондентом «СБ» пройдемся по новеньким коридорам «Бобруйск–арены» и оценим масштабы самого вместительного на сегодня ледового дворца в стране.


Из глубины веков


Стройка начинается за много метров до самой арены. Раскопанные котлованы, груды строительных материалов, рабочие, грузовики. Из котлованов выглядывают непонятные полуразрушенные кирпичные постройки. С ходу разобрать, что же это за диво и почему оно до сих пор не подверглось сносу, невозможно. Но сносить строения никто не собирается. Наоборот. Остатки Бобруйской крепости — а это именно они — потихоньку откапывают и реставрируют. Крепость — памятник истории и архитектуры XIX века, исторический центр города. Кстати, именно из–за крепости и было решено возводить «Бобруйск–арену» в этом районе. По задумке ледовый дворец должен стать частью уникального туристско–экскурсионного комплекса. Получается действительно красиво. Глянешь налево — современнейшая арена из стекла, мрамора и бетона, переведешь взгляд направо — древние кирпичные башенки и стены. Известная фраза о том, что без истории нет будущего, сама просится на язык...


Внешне арена полностью готова к приему спортсменов и зрителей. Следов стройки практически не осталось. Дворец — красавец! Не терпится зайти внутрь и посмотреть, насколько внешнее содержание соответствует внутреннему. Только что отснявший общий план арены фотокор подмечает: «Я понял, что мне напоминает эта арена! НЛО!» И впрямь, если отойти на солидное расстояние и посмотреть на дворец, возникает ассоциация с летающей тарелкой.


Новые технологии


Мраморные коридоры, выполненные в красно–серых тонах. Пахнет свежей краской. Откуда–то издалека доносится звук электродрели. Особенно оживленно возле раздевалок. Открываем дверь, помещения для команд просто шикарные — большие и удобные. Уверены, комфорт раздевалок подтвердят все будущие участники хоккейных матчей. Из коридора с раздевалками прямой проход к ледовой площадке. Беленькие борта, чистенькие заградительные стекла, яркая разметка и гладенький лед. Кое–где на трибунах работники моют–протирают сиденья. Они пластиковые. Конструкция очень удобная — спина абсолютно не устает (проверено лично). Наблюдать хороший хоккей с таких мест одно удовольствие. К нам подходит ведущий технолог по ледовой арене Валерий Масалов:


— Тут применены новые технологии в разметке, — гордо подмечает он, кивая на игровую площадку. — Раньше ведь все рисовалось непосредственно на плите и затем уже сверху заливался лед. У нас же вся разметка нанесена на специальные пленочки. Они накладываются на сантиметр льда, после чего идет новая заливка. Преимущество в том, что пленку можно менять, если в этом есть необходимость. Например, спонсор захотел изменить рекламу на льду — нет проблем, поменяли пленку и готово. Такой способ разметки более универсальный. Борта и стекла — известной финской компании. Это закаленное стекло, не плексиглас. Оно очень прочное, выдержит любой щелчок, самый сокрушительный силовой прием, но в то же время, если на него сверху уронить гвоздь или отвертку, оно может рассыпаться. Хотите, покажу вам холодильные установки?


По дороге встретили специалиста, отвечающего за электронику на арене. Он куда–то мчался и на многочисленные «постойте, постойте» отреагировал не сразу. Подошел.


— А откуда такое табло привезли (цветное, четырехстороннее, большое)? В чем его уникальность? — спрашиваем.


— Табло заказывали в Италии. Настраивали уже здесь. Оно светодиодное, мало поглощает энергии.


— То есть поглощение энерг...


Не успел задать следующий вопрос, а собеседник уже лихо мчал по своим делам. «Простите, времени совсем нет, надо работать!» — прокричал он, обернувшись. Понятно. К субботе все должно быть на высшем уровне. Вообще, все, от разнорабочего до директора компании–генподрядчика, молодцы. Арену они возвели раньше срока. Во дворце даже своеобразная легенда ходит, как полтора месяца назад сюда приезжал бывший главный тренер сборной Беларуси Курт Фрэйзер и при словах, что арена будет готова уже в мае, лишь недоверчиво ухмыльнулся. Сейчас в Бобруйске Фрэйзера ждут многие, чтобы доказать, что его скепсис был неуместен, что слов здесь на ветер бросать не привыкли, только вот Курт в субботу вряд ли приедет...


Досрочно и качественно!


— Порядка 2.000 человек трудились на этом объекте в течение двух лет, — говорит начальник отдела строительства Бобруйского горисполкома Виктор Кондрат. — Были периоды, когда работали круглосуточно. Окончили строительство примерно на год раньше. Удалось это сделать благодаря отличной организации труда. Генеральным подрядчиком выступало наше бобруйское предприятие. Объект очень сложный. Возникали ли трудности? А как же без них... Но скажу честно, сложнее всего было организовать строительство, закрутить эту махину. Знаете, как говорят: хорошее начало — полдела. Приятно, что проект дворца разработан белорусами, белорусами же он и воплощен в жизнь. Иностранцы, конечно, привлекались, но исключительно в узкоспециализированных работах.


За разговорами дошли до помещения, в котором установлены холодильные установки. «Это сердце всего комплекса», — констатировал Валерий Масалов. Шум от установок невыносимый, словно попал на завод в самый разгар смены.


— Всего три холодильные установки, — продолжил Масалов. — Они очень мощные. Одна работает на площадку, две другие — на кондиционирование дворца. Плита охлаждается до температуры минус 3 градуса, затем наносится вода. Слой за слоем лед наращивается до 5 сантиметров. Верхний слой должен быть из умягченной воды. Жалоб на лед не было. Естественно, профессионал чувствует лед гораздо лучше: медленный, быстрый, колкий. Когда начнется сезон, мы подгоним лед под команду. Делается это просто — температурным режимом. Лед не должен быть перемороженным, ведь тогда он становится слишком колким, но и не должен быть очень мягким...


Решил опробовать лед самолично, как говорится, доверяй, но проверяй. С просьбой выделить пару коньков обратился к начальнику отдела физической культуры, спорта и туризма Бобруйского горисполкома Михаилу Свистунову. «С этим нет проблем! — бодро ответил Михаил Михайлович. — Мы как раз закупили 250 пар, выбирайте любую!»


Коньки туго затянуты. Ступаю на лед. Кататься — одно удовольствие. А что там насчет крепости бортов говорили? Беру разгон и со всей дури, слегка даже подпрыгнув, врезаюсь в защитное стекло. Что–то хрустнуло. Борт? Стекло? Плечо! «Скажите, где у вас травмопункт?»...


Большой хоккей


Беседу с Михаилом Свистуновым продолжили на трибуне.


— Михаил Михайлович, уже известно, какая команда будет базироваться в Бобруйске?


— Предварительно решено, что это будет молодежная сборная страны, которой предстоит выступать в экстралиге вместо перешедшего в КХЛ минского «Динамо». Окончательное решение по «Шиннику», будет ли это сборная или обычный клуб, примут уже после открытия дворца. Помимо профессионального клуба, ввод дворца в эксплуатацию поспособствует стремительному развитию хоккея в городе. Традиции ведь у нас хорошие, на «Золотой шайбе» постоянно играем. Мы купили 70 комплектов хоккейной формы, работаем над приглашением в город четырех известных специалистов. Тренеров планируем найти из числа бывших хоккеистов бобруйской команды, выступавшей в 70–е годы. В хоккейную школу наберем около 100 детей. Наплыв будет большой. Уже сегодня ребята подходят и спрашивают, когда же наконец начнется набор. Не забыли и о девчонках. Также пригласим тренера по фигурному катанию. Ну и, естественно, сеансы массового катания для всех желающих. Цены будут доступные.


— Как думаете, бобруйчане будут заполнять арену?


— Уверен, болельщики на хоккей придут. С той популярностью и развитием, которое придается хоккею в нашей стране, еще и лишний билетик спрашивать будут. А если в этом году на нашей арене в КХЛ будет выступать «Юность», такая вероятность сейчас тоже существует, то это будет вообще фантастика — мы сможем смотреть хоккей высочайшего уровня!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter