VI Республиканский фестиваль национальной драматургии закончился триумфом бобруйского спектакля "Точки на временной оси"

Бобруйск. Фотофиниш

VI Республиканский фестиваль национальной драматургии завершился в Бобруйске голливудским триумфом бобруйского же коллектива — Могилевского областного театра драмы и комедии им. В.Дунина–Марцинкевича с постановкой «Точки во временной оси» режиссера Татьяны Троянович по пьесе известного драматурга и актера Дмитрия Богославского. Почему голливудским? — слышу недоуменное шипение в партере. Да потому что из Голливуда, а конкретнее, из премии «Оскар», я думаю, пришла к нам эта славная традиция — забирать оптом сразу несколько призов. Словно бы какой–нибудь «Титаник» или «Крамер против Крамера», амбициозный спектакль Троянович забрал сразу пять наград: лучший спектакль, лучшая режиссура, лучшая пьеса современного белорусского драматурга, лучшая сценография (художник Валентина Правдина), лучшая мужская роль второго плана (корифей бобруйского театра, фактурный, словно бы сошедший с картин девятнадцатого века Александр Парфенович). Спектакль, состоящий из восьми историй (в пьесе их десять), перемещается через времена и континенты, со сквозным пацифистским или гуманистическим мотивом. Этим, видимо, и пленил сердца членов жюри во главе с драматургом Алексеем Дударевым.

ФОТО TEATRKUKOL.BY

Такая постановка — риск и большой прорыв региональной труппы и ее директора Вероники Винель. Ведь здесь ничего привычного и проторенного. Сама пьеса отталкивается от нескольких фотографий из подборки «40 лучших снимков за 100 лет». В тексте пьесы есть эти фотографии — можете полюбопытствовать. Приз за лучшую женскую роль достался Людмиле Сидоркевич за эмоционально насыщенный «Синдром Медеи» по пьесе Юлии Чернявской в постановке Екатерины Аверковой. Гражина Быкова получила награду за «Лучшую женскую роль второго плана» за этот же спектакль. Вполне заслуженно выглядит признание и молодой звезды театра им. М.Горького Сергея Жбанкова за роль Песняра в одноименной фантазии драматурга Василия Дранько–Майсюка и креативной четы Ереньковых.

Во время обсуждений много спорили о том, где проходит грань между традицией и экспериментом, потому что четыре участника конкурсной программы «Эксперимент» — как талантливая и ироничная «Камедыя Юдзiфi» Сергея Ковалева в постановке Олега Жюгжды, «Ладдзя роспачы» Алексея Лелявского, эстетская фантасмагория Саулюса Варнаса «Скорина» по пьесе Николая Рудковского и моноспектакль «Синяя–синяя» Игоря Казакова — вполне укладываются в прокрустово ложе продвинутого, но вполне понятного театра.

Тем не менее лучшим спектаклем в экспериментальной программе была признана постановка «Синяя–синяя» главного режиссера Могилевского областного театра кукол Игоря Казакова по произведению Владимира Короткевича. Актер Николай Стешиц, играющий единственную роль в этом изобретательном моноспектакле, получил награду за лучшую мужскую роль. Совершенно справедливо жюри во главе с Александром Марченко отметило за лучшую женскую роль актрису Гродненского областного театра кукол Ларису Микулич за спектакль «Камедыя Юдзiфi» режиссера Олега Жюгжды по пьесе Сергея Ковалева. В номинации «Лучшая режиссура» победил Алексей Лелявский со спектаклем «Ладдзя роспачы» (Белорусский государственный театр кукол). Главную награду за лучшую сценографию получила художник Могилевского областного театра кукол Татьяна Нерсисян за спектакль «Синяя–синяя». В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» выиграл актер Василий Галец за роль Мастера в спектакле «Скорина» Саулюса Варнаса по пьесе Николая Рудковского.

Можно лучше ставить спектакли, можно больше премьер выпускать, но, как сказал один из членов оргкомитета в эффектной бабочке, — возьмите и сами сделайте.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter