Дешево и сердито: как привлечь внимание туристов к предприятиям общепита?

Блюда с гарниром из прошлого

Идея, достойная похвалы: в Полесском радиационно-экологическом заповеднике хотят возобновить работу столовой. Сейчас, кстати, это делают на многих предприятиях. Но проблема в том, что они ведомственные, для приезжих неудобно расположены и рано закрываются. А как быть, когда турист или командировочный оказывается в небольшом райцентре поздно вечером и едва вселился в гостиницу?


Давно заметил, что при отелях кафе немного. А если и работают,  то цены высоки. Хорошо, если «ссобойка» есть. Но, как правило, ничего не остается, как идти в магазин и мониторить прилавки. Да, в торговых точках выбор большой, но он рассчитан на домашние условия, на то, что у покупателя имеются плита, микроволновка. Такие блага цивилизации далеко не во всех гостиницах: повезет, если есть хотя бы электрочайник и удастся вскипятить горячей воды.

Центральные столовые в небольших райцентрах, работавшие еще с советских времен, закрылись. Остались только здания, которые сдают в аренду под магазины. Причина — предприятия общепита нерентабельны. Поэтому они продолжают закрываться и сейчас. По стране с 2010 года число посадочных мест в них сократилось с 480 тысяч до 455. А вот в ресторанах, наоборот, увеличилось на 8 тысяч — до 58,8 тысячи. То есть выходит, что стали больше шиковать, а пообедать уже и негде?

Отнюдь нет. Функцию столовых возложили на рестораны. Такую переформатизацию наблюдал в райцентрах Витебской, Могилевской и Минской областей. Фишка — в стоимости блюд. Это когда в обеденное время недорогое меню столовой, а к вечеру — ресторанная наценка. В таком совмещении много плюсов: уютная обстановка, стоек с блюдами нет. Сидя за столом, можно неторопливо изучить меню, официанты выполнят заказ. Может быть, сервис немного не дотягивает до городского и лишний раз приятного аппетита вам не пожелают, но это, скорее, от спешки: пять минут — и блюдо на столе. А официант уже бежит к следующему посетителю, коих огромное количество.

В ресторане Сенно и вовсе после шести вечера оба меню действительны — обеденное и ресторанное. Как-то приехал сюда в девять вечера, и официант подал суп и макароны по цене обеденного времени. Такое возможно, если блюда остаются. Но вот какую ошибку, на мой взгляд, допускают владельцы предприятий общественного питания. Некоторым зданиям по тридцать лет, и сейчас модно делать в них евроремонты, ставить пластиковые окна, клеить жидкие обои. Но стоит ли менять старый дизайн?

Это я к тому, что сам видел, как в одном из райцентров Могилевщины иностранцы восхитились интерьером общепита в духе 90-х. Почему его не превратить в изюминку регионов, сделать в каждом три-четыре ресторана в стиле ретро? В агроусадьбах воссоздают обстановку начала прошлого века, но ведь и то, что еще 25 лет назад казалось обыденным, сегодня своего рода тренд. В Москве в моду входят предприятия общепита советских времен. Только зачем ехать в Россию, когда свое под боком, к тому же нужно бороться за гостя.

Гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, конечно, нужно соблюдать, оказывать качественные услуги. Не помешают видео­камеры в пищеблоке, как, например, на предприятиях общественного питания в Гродненской области. Может, такое новое веяние времени для общепита в глубинке покажется дорогим. Но весь ремонт, если взвешенно подойти к нему, сильно не ударит по карману. Лепнина на потолках еще может послужить не один год, если ее просто покрасить. Кресла и столы привести в надлежащий вид, а не покупать новые. И уж совсем не потребует затрат, когда к интерьеру добавить мелодии 80-х и трансляцию советских передач по телевизору. Туристам наверняка захочется вернуться в прошлое, и денег на блюда они не пожалеют.

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter