Нынче управление экономикой усложняется из-за трансформации медиапространства.
Какие опасности подстерегают процессы позитивных трансформаций в экономике? Волатильность сырьевых и товарных рынков, валютные колебания, неопределенности на глобальных рынках… Ни предвидеть, ни просчитать негативные неожиданности невозможно. Теперь главное — не предусмотреть все события, а настроить экономическую систему устойчивым образом, чтобы одни негативные события компенсировались по другим направлениям. Самый серьезный, если не сказать ключевой, риск у современной экономики — социальный и политический популизм. И «соушиал медиа» дают ему в руки мощнейшее оружие влияния на умы аудитории. Оно с каждым годом возрастает. И сеть развивается, и традиционные каналы коммуникации теряют свои позиции.
И что остается для потребителя информации? Социальные медиа. Плюс — желтые издания. Они вроде бы и работают по старым лекалам, но исходя из своей бизнес-модели нацелены на скандал. Прежде всего им нужен рекламодатель, который платит за читательскую аудиторию. А последняя слаба на скабрезности. Не важно, из жизни звезд или экономики.
Увы, мировая тенденция. Международные эксперты бьют тревогу: в мире растет влияние популистов. Проблема в том, что выгоды от любых экономических трансформаций не очевидны. Кто-то всегда проигрывает от прогресса, другие принципиально остаются «староверами». Но «условные жертвы» реформ можно свести к минимуму. Почти исключить. Противоречие в другом: в начальном цикле изменения приносят одни неудобства. Приходится подстраиваться под новые реалии. А выгоды-то приходят несколько позже. Вот тут-то у популистов и появляется временной лаг для игры на публику. И удачной игры. Возможно, она не всегда приводит во власть, но оказывает свое дезорганизационное воздействие. И традиционные СМИ — один из противовесов, способных стабилизировать настроения и сбить накал популизма.
Вроде бы все понимают эту парадигму. По этой причине в Беларуси государство и не оставляет без поддержки СМИ классического формата. Но парадокс-то в другом. Вроде бы бизнес является одним из драйверов и экономики, и ее трансформации. В конечном итоге именно предприниматели будут не единственными, но больше чем «в среднем» бенефициарами реформ. И они инвестируют во все что угодно, но не в каналы коммуникации. Бизнес в стране есть, а профильных и тематических изданий нет. Вроде бы предприниматели — неглупые люди, им есть что сказать и государству, и обществу. А микрофон отсутствует. И его даже не пытаются ни спаять, ни произвести. Да, в стране проходит некоторое количество интересных конференций и других публичных бизнес-мероприятий. Они привлекают внимание журналистов, предоставляют спикерам сцену. Другой вопрос, что самые масштабные проекты проводятся при поддержке зарубежных и международных организаций. А за счет чужой инициативы вечно жить нельзя. Не мешало бы нашим предпринимателям начинать инвестировать и в информационную инфраструктуру.
volchkov@sb.by