Близок локоть, да не укусишь...

Еще несколько лет назад, когда заходил разговор о перспективах подворного бизнеса в Беларуси, все — и эксперты, и чиновники, и сами хозяева ЛПХ — не сильно расходились во мнениях. Дело тормозилось во многом из-за отсутствия в республике системы льготного кредитования небольших мини-проектов на сельских подворьях. С недавних пор вроде бы ситуация поправилась: было объявлено, что по линии Белагропромбанка рачительные сельские «гаспадары» смогут получать заемные средства под выгодные 5 процентов. Цель все та же: простимулировать толковых сельчан в родных деревнях ставить свое же дело, а не уезжать в города. Оно, между прочим, вполне способно со временем перерасти в более крупный фермерский проект — то есть ЛПХ превратится в КФХ. Как в реальности работает льготное кредитование? Об этом «Белорусской ниве» рассказал хозяин немаленького ЛПХ в деревне Великое Село Шарковщинского района.

Венедикт КАЗАРЕВИЧ из деревни Великое Село Шарковщинского района понадеялся на льготный заем под развитие своего немаленького ЛПХ. Что из этого вышло?

Еще несколько лет назад, когда заходил разговор о перспективах подворного бизнеса в Беларуси, все — и эксперты, и чиновники, и сами хозяева ЛПХ — не сильно расходились во мнениях. Дело тормозилось во многом из-за отсутствия в республике системы льготного кредитования небольших мини-проектов на сельских подворьях. С недавних пор вроде бы ситуация поправилась: было объявлено, что по линии Белагропромбанка рачительные сельские «гаспадары» смогут получать заемные средства под выгодные 5 процентов. Цель все та же: простимулировать толковых сельчан в родных деревнях ставить свое же дело, а не уезжать в города. Оно, между прочим, вполне способно со временем перерасти в более крупный фермерский проект — то есть ЛПХ превратится в КФХ. Как в реальности работает льготное кредитование? Об этом «Белорусской ниве» рассказал хозяин немаленького ЛПХ в деревне Великое Село Шарковщинского района.

Венедикта Казаревича, который обрабатывает пять гектаров земли и в прошлом году продал государству почти тридцать тонн молока от своих рогуль, очень вдохновила возможность получить до 60 миллионов рублей под пять процентов годовых. И весной 2011 года он начал собирать бумаги, прикинув предварительно, что на заемные средства хочет сразу нескольких зайцев убить. Во-первых, прикупить еще скот. Во-вторых, отремонтировать сарай. В-третьих, обзавестись небольшим трактором, а к нему взять еще и косилку.

Но спланировано — не значит сделано! Казаревич про сроки получения кредита особо не сетует, понимает, что банк требует столько бумаг, сколько положено. Однако стоит учитывать: подорожание всего и вся за последние месяцы делает буквально каждый день, пока решается вопрос об открытии льготной кредитной линии, «золотым», не иначе!

— Судите сами: когда я только начинал свою кредитную «эпопею», трактор МТЗ-82 стоил примерно сорок миллионов рублей, а теперь — без малого семьдесят, — подбрасывает информацию для размышления Венедикт Казаревич. — Но что еще больше расстраивает, так это фактическая невозможность хозяину ЛПХ самому распоряжаться выделенными деньгами. Вроде они у меня на руках, но — виртуально. Все платежи — только через банк. А с ремонтом сарая и вовсе история тяжкая получается. Его можно делать только через государственные подрядные организации, а те заламывают совершенно неподъемные расценки — что-то в районе двадцати миллионов рублей обойдется обновление помещения.

Пока из намеченных пунктов плана  по развитию своего ЛПХ  Венедикт Казаревич «закрыл» только первый — с приобретением коровы и четырех овец в сельхозпредприятиях никаких преград не «нарисовалось». А вот с технической частью — стопор. Во-первых, ценники изменились не в пользу хозяина подворного бизнеса. Тот же мини-трактор производства РУП «Сморгонский агрегатный завод», вариант приобретения которого рассматривал Казаревич, с 15 миллионов рублей подрос в цене почти до 22-х. А косилка бобруйского производства уже тянет более чем на пять миллионов вместо прежних 3 миллионов 725 тысяч… Во-вторых, еще одна проблема — в Беларуси купить сегодня частнику «железного коня» просто нереально.

— На заводе в Сморгони меня не сильно обнадежили — видно, покупка откладывается еще на несколько месяцев, — невесело итожит Казаревич. — Говорят, экспорт главнее, чем продажи своему, белорусскому покупателю. Неужели все мини-тракторы отправляются за границу?

— Понимаем озабоченность уважаемого Венедикта Юльяновича, однако белорусскому потребителю сейчас в самом деле приходится становиться в очередь, — прокомментировал ситуацию для «БН» и великосельского хозяина ЛПХ Евгений Солнцев, помощник директора по коммерческим вопросам РУП «Сморгонский агрегатный завод». — Сами понимаете, насколько сейчас важно добывать для страны валюту. Вот и мы вынуждены отдавать приоритет работе по внешнеторговым контрактам. А часть заявок от внутренних потребителей, в том числе через предприятия розничной торговли, не можем удовлетворять настолько быстро, насколько хотелось бы.

Мог бы завод оперативно отреагировать на увеличившийся спрос? И рады бы, утверждает Солнцев, да не позволяют производственные возможности.

— Для этого нужно добавлять по многим позициям — станочному парку, трудовым ресурсам, — говорит помощник директора. — И так за последнее время увеличили объемы производства мини-тракторов и мотоблоков в два раза.

По части же цены… На РУП «Сморгонский агрегатный завод» сетуют: комплектующие «растут», причем не только импортные, но и отечественные. Например, шины. Металл, электрооборудование — все сейчас влетает куда в большую копеечку, нежели раньше. Евгений Солнцев на вопрос «а что же делать сельчанам?» советует заранее оправлять заявки на завод. И… ждать.

— Может, хозяевам ЛПХ стоит более внимательно отнестись к «ревизии» собственных планов, — рассуждает помощник директора РУП «Сморгонский агрегатный завод». — Сначала нужно разузнать, что и насколько реально купить в нынешних непростых реалиях…

— Слишком много, к сожалению, «но» вынес я, ввязавшись в эту льготную кредитную историю, — подмечает Венедикт Казаревич. — Задумка хорошая, нужная, но... Никак не могу отделаться от мысли, что легче, проще должен деревенским труженикам льготный кредит получаться! Ведь нам дорога каждая минута работы на земле, а тут столько времени уходит на бумажные дела, поиск поручителей. К слову, ведь открыли мне линию не на шестьдесят миллионов, а только на тридцать восемь… Вот и думай, выкручивайся... Ясно, что сарай за 18 миллионов ремонтировать не буду. За свой счет уложусь в пять-шесть, с учетом стоимости стройматериалов. (Их добывать, кстати, тоже непросто!) Может, еще успею дождаться мини-трактора по нынешней цене?

Собеседник «БН» признался напоследок, что разочарован: льготный кредит оказался не настолько «безоблачным», как виделось изначально.

КОММЕНТАРИЙ «БН»

Есть и другая точка зрения на проблему, более оптимистичная. Кто-то заметит: дескать, еще несколько лет назад получить льготный кредит под развитие ЛПХ в Беларуси нельзя было вообще. Теперь можно. Кроме того, существует немало разработанных на местах и на уровне республиканском программ, в которых расписаны меры по всяческому содействию подворному бизнесу. Но и тут приходится соглашаться с мнением Венедикта Казаревича — не всегда и не везде на местах, в конкретных структурах, отвечающих за реализацию полезного начинания, хорошие, правильные слова материализуются в конструктивные дела, то есть реальную помощь.

Почему — и это второй принципиальный момент! — внешнеторговое сальдо нужно поправлять за счет смещения приоритетов, при котором страдает внутренний рынок? Может, не стоит устанавливать столь высокую планку прогнозного показателя по внешнеторговой деятельности, если самим не хватает произведенной продукции? Это, к слову, касается не только тракторов, но и продуктов питания, их сейчас тоже активно отправляют на экспорт. Но ведь первейшая задача — обеспечивать продовольственную безопасность внутри своей страны! А ее поддерживают в нужном «тонусе» в том числе такие простые, честные труженики, как Венедикт Казаревич, хозяин немаленького подворья в деревне Великое Село Шарковщинского района. Если не отобьем у него сейчас охоту развивать хозяйство, не бросать подворный «промысел», то он ведь внесет еще не раз свою лепту в улучшение внешнеторгового сальдо, разве не так?

Думается, и это третий важный момент, никакие экономические трудности не оправдывают того, что при наличии в Беларуси одного из мощнейших мировых производителей тракторов — МТЗ, — в систему которого входит и Сморгонский агрегатный завод, белорусский крестьянин не имеет возможности оперативно купить мини-трактор…

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter