Председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко — о доступности и качестве обслуживания в регионах

«Близкий юрист всегда должен быть под рукой»

ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ: Спросите у нотариуса

Как вернуть долг, не обращаясь в суд?  Что лучше: оформить на внука дарственную или написать завещание? Куда обращаться, если потерялась доверенность? Как обезопасить себя и не остаться без крыши над головой? Согласитесь, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с подобными вопросами, ответы на которые дает нотариус. А сколько еще ситуаций, лежащих в правовой плоскости, могут возникнуть? В сферу деятельности так называемых близких юристов уже давно входит не только защита наследственных прав и недвижимости. Благодаря нотариусам можно отстоять права и заблаговременно решить вопросы, которые потенциально могут вырасти в конфликт. Подстелить соломку, если хотите.



В новой рубрике «Спросите у нотариуса» вместе с опытными юристами «СГ» поможет разобраться в нюансах законодательства, подскажет, как действовать в спорной ситуации, и ответит на вопросы, которые возникают в корпоративных, имущественных, семейно-брачных правоотношениях.

Без наговора на брачный договор



— Наталья Владимировна, зачастую у нас весьма расплывчатое представление о нотариате. Специалисты ассоциируются с юристами, которые оформляют доверенности и письменно подтверждают согласие родителей на выезд ребенка за границу. Понятно, это лишь малая толика компетенций, которыми располагаете. Очертите для читателей практическую пользу, которую нотариат может оказать в реальной жизни.

— Знаете, приходится сталкиваться с тем, что люди не знают даже названные вами действия. Практикой занимаюсь почти 30 лет и могу сказать — раньше дверь кабинета нотариуса открывалась с просьбой типа «поставьте мне штампик, это же пару секунд». Так вот клише «поставьте штамп», к нашему удовольствию, постепенно отходит. Нотариат — это штат высококвалифицированных юристов, к которым можно и нужно обращаться в ситуациях, связанных с разного рода правоотношениями: брачно-семейными, имущественными, корпоративными, когда речь заходит о соглашениях о порядке уплаты алиментов. Прочно входим и в IТ-сферу. Кстати, насчитывается лишь с десяток сделок, которые требуют удостоверения сугубо нотариусом. К примеру, договор купли-продажи может быть удостоверен регистратором организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Законодатель сознательно пошел по такому пути, чтобы не заставлять идти к нам. Но при этом брачно-семейные конструкции остались исключительно в сфере нотариата. Поскольку здесь нужно третье лицо — профессиональный юрист, который обеспечит принцип беспристрастности.

— Какие нотариальные услуги сейчас наиболее востребованы?

— Традиционными остаются оформление наследственных прав и удостоверение сделок с недвижимостью. Но в последнее время ситуация несколько изменилась. Более трети всех совершаемых нотариальных действий — учинение исполнительных надписей, или, по-другому, взыскание на имущество и деньги должника. Внесудебная процедура появилась относительно недавно: в 2011 году стало возможно на основании исполнительных надписей взыскивать долги с физического лица, в 2015-м — с юридического или индивидуального предпринимателя.

— А брачные договоры, к которым люди долго относились скептически?

— В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье только в 1999 году появилась эта правовая конструкция. На практике удостоверять такие договоры стали примерно с 2003-го. Тогда это были единичные случаи. В прошлом году цифра достигла более 4 тысяч по стране. Понимание, для чего он нужен, у людей уже есть. При этом нет отторжения и двойного толкования. Вид договора помолодел: раньше его заключали те, кто уже порядочно прожил в браке. Сейчас пары, которые только планируют создать семью, оговаривают условия. Сама удостоверяла такой договор, когда на шести листах было расписано, что достанется одному из супругов, а что другому при наличии одного ребенка. Как будет решаться судьба имущества, если появится двое и более детей. Молодежь в этом смысле становится продвинутой, хочет учесть не столько свои интересы, сколько родных. Это не элемент недоверия, а ощущение ответственности перед семьей.

А вот соглашение об уплате алиментов — процедура нечастая. Хотя оно дает возможность выбрать варианты содержания детей в будущем, если родители захотят развестись. В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье есть четкая формулировка по уплате алиментов. А вот в рамках соглашения можно определить любые варианты, которые удобны для будущего ребенка. Это может быть как единовременная выплата, повышенная сумма алиментов, передача в счет уплаты алиментов имущества, включая недвижимое. В моей практике был такой случай: удостоверяла соглашение, когда ребенку в собственность передавалась квартира. Это означает, что некая конфликтная ситуация по ее разделу между отцом и матерью уходила — они отдавали недвижимость в пользу малыша. Но таких соглашений удостоверяем до сотни в год.

На своих местах

— В 2014-м произошла реформа нотариата: специалисты стали работать на условиях самофинансирования. В некоторых регионах, где по объективным причинам на нотариусов низкая нагрузка и они не могут обеспечить самоокупаемость, Белорусская нотариальная палата помогает таким конторам. Не проще ли провести оптимизацию, а белые пятна закрыть специалистами из других районов?

— Действительно, деньги мы считаем и должны это делать. Палата существует за счет взносов нотариусов, сама решает все задачи, которые на нее возложены законодательством. Во время реформирования было определено, что наш основной принцип — доступность и качество обслуживания. В понятии «доступность» как раз и кроется ответ на ваш вопрос. Люди привыкли, что в каждом райцентре, крупном поселке есть нотариусы, так называемые близкие юристы под боком. С этим прицелом решали вопрос, когда упразднялись старые нотариальные конторы и создавались новые без приставки «государственные».

Да, в ходе пятилетней деятельности на условиях самофинансирования были такие ситуации, когда нотариусы не могли получить тот объем денежных средств в виде нотариального тарифа, который позволил бы покрыть расходы отдельно взятой конторы. Небольшой районный центр, неактивное обращение к нотариусам — соответственно нет того вала тарифа, который позволил бы оплатить аренду, содержать помощника и решать другие задачи. В таких ситуациях правление Белорусской нотариальной палаты определило некий нижний уровень доходов самого нотариуса, до которого доплачиваем.

Это дает возможность существовать нотариусу в другом населенном пункте. От этого принципа не отступим. К примеру, в Высоком Каменецкого района во время реформирования открыли нотариальную контору, которая работает успешно. И это при том, что в Каменце есть специалист. Ближе к людям, на мой взгляд, тенденция  будущего — нотариальные конторы будут упраздняться и станут активнее появляться нотариальные бюро, в которых работает один специалист.

Хотим еще больше приблизить к сельскому жителю нотариуса, чтобы он всегда был под рукой. Подобные примеры есть в Витебской области: односоставные нотариальные конторы работают в Бегомле Докшицкого, Барани Оршанского районов, а также в несвижской Городее, Руденске Пуховичского и Микашевичах Лунинецкого районов. Там имеется потребность в наших специалистах.

— В сельсоветах и исполкомах, как известно, должностные лица частично могут заниматься некоторыми видами нотариальных действий, удостоверять завещания, к примеру. Как идет взаимодействие нотариата со специалистами местных органов власти?

— Сотрудничаем, и очень активно. Если посмотреть наш сайт, очень много новостей касается как раз-таки обучения специалистов сельсоветов. Интересная цифра: в среднем работники местных органов власти удостоверяют 18 нотариальных действий в год — это небольшой объем. Но среди них есть, к примеру, удостоверения завещания. Поэтому активно включаемся в просветительскую работу. Все это проходит на добровольных началах, но мы понимаем последствия, которые могут наступить. Порой они необратимые. Простой пример. Завещание, напечатанное специалистом сельисполкома со слов завещателя, но без подписи свидетеля, не соответствует по форме требованиям Гражданского кодекса. По сути, документа нет. Дабы исключить такие нюансы, разъясняем алгоритм и правильность действий.

Помимо этого, активно работает выездной характер нотариального обслуживания: юристы проводят консультации в агрогородках и деревнях. Выезжаем по заявительному принципу — если набирается несколько обращений. Брестский округ, к примеру, лидер по выездам в деревни. На Могилевщине, наоборот, практически не востребована такая форма работы. Привычно люди идут к нотариусу напрямую. Поэтому там, где активность маленькая, вместе с председателем сельсовета выбираем дату и анонсируем приезд нотариуса в районной газете. Это один из элементов правового просвещения.

— В чем еще специфика работы нотариусов в зависимости от территориальной принадлежности?

— В больших городах, как известно, скопление бизнес-сообществ. Именно поэтому прослеживается тенденция, что нотариусы Минска и областных центров больше работают в корпоративной сфере. Районные юристы заняты оформлением наследственных прав, удостоверением сделок с недвижимостью, включая земельные участки, доверенностей и завещаний.

Получить бумагу одним кликом

— Постепенно во все сферы приходят IТ-технологии, которые облегчают жизнь. Как новые информационные разработки меняют нотариальные услуги?

— Действительно, с развитием технологий стали совершать новые нотариальные действия. К примеру, связанные с обеспечением письменных доказательств в сети интернет. О чем речь? Нотариус просматривает электронные странички и фиксирует размещенную информацию для подтверждения юридических фактов для суда. Это достаточно популярное нотариальное действие, поскольку связано с обеспечением прав людей, чьи интересы нарушаются такой информацией. Это вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, клеветой, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию. Выступаем тем гарантом прав, в котором нуждается суд: обеспечиваем в актуальном состоянии сведения, размещенные в сети. До 2014 года, когда не владели такими компетенциями, судьи пользовались теми доказательствами, которые предоставляли российские нотариусы. Люди и бизнес-сообщества вынужденно обращались к соседям, к примеру, в Смоленск. Это было неудобно.

— Может, не за горами то время, когда к нотариусу можно будет обратиться удаленно?

— По сути, некоторые вещи уже работают по такому принципу. С 1 января 2017 года у нас появилась Единая электронная система учета нотариальных действий и наследственных дел. Она позволила получать актуальную достоверную информацию из таких государственных ресурсов, как регистры населения, реестр недвижимого имущества, реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Скажем, пришел человек и по доверенности хочет удостоверить договор купли-продажи квартиры. Правильно, если контрагент позаботится о проверке на нашем сайте, имеет ли юридическую силу эта доверенность. Если она отменена, соответственно, полномочия человека прекращены, и доверенностью воспользоваться нельзя.

На перспективу стоит еще одна серьезная задача: совместно с Национальным банком и Министерством юстиции Белорусская нотариальная палата разрабатывает вопрос по организации технических и правовых возможностей, которые позволят совершать исполнительные надписи по кредитным обязательствам на основании электронных документов, поданных нотариусу. То есть без личного обращения. У нас уже создано программное обеспечение в рамках Единой информационной системы, свою программу также готовит Нацбанк. Создается соответствующая правовая база. Думаю, во второй половине 2019 года мы сможем совершать исполнительные надписи по кредитным обязательствам без обращения в нотариальные конторы и бюро представителей банков.

Еще одна задумка — создание нотариального портала, с помощью которого при наличии электронной цифровой подписи заинтересованного лица также сможем работать дистанционно. Опыт Азербайджана подсказывает, что это может быть свидетельство подписи переводчика на документе, обеспечение письменных доказательств в сети интернет. Делается это как для удобства, так и для того, чтобы нивелировать возможности сельского и городского жителя. Хотим, чтобы к нотариусу могли обратиться из любой точки и дистанционно получить первичную консультацию.

От «СГ»

В чем отличие наследования по завещанию и по закону, как правильно составить брачный договор, чтобы учесть интересы не только супругов, но и будущих детей, какие существуют способы истребовать долг? На эти и другие вопросы вас смогут проконсультировать профессиональные юристы. Присылайте любые вопросы, которые касаются нотариальной деятельности, по адресу: г. Минск, ул. Богдана Хмельницкого, 10а, либо на электронный адрес bizyk@sb.by и находите на них ответы в нашей новой рубрике каждый месяц.

bizyk@sb.by

Фото предоставлено Белорусской нотариальной палатой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter