Вынесен приговор по делу убитого в Березино бизнесмена Метельского

Близкий враг

Поставлена точка в деле убитого в Березино осенью 2016 года бизнесмена. Сергея Метельского застрелили в его машине из обреза охотничьего ружья с близкого расстояния. Автомобиль, чтобы скрыть следы преступления, подожгли. По версии следствия, убил коммерсанта тот же человек, который месяц спустя лишил жизни менеджера минской фирмы Андрея Косяка. Обе жертвы были известны среди поставщиков на российский рынок молочной продукции, имели общих знакомых. Как выяснилось позже, обоих связывал еще и крупный долг.

Здесь в 2016 году в машине застрелили из обреза бизнесмена С.Метельского.  Затем автомобиль подожгли, чтобы скрыть следы преступления.

Откуда взялся долг?


Долгое время преступление оставалось нераскрытым. Рассматривались разные версии. Следователи обратили внимание, что в 2011 году расходы Метельского значительно превышали официальные доходы. Он давал в долг крупные суммы, делал дорогие покупки, в том числе недвижимости.

…Вдова Метельского говорит, что не замечала перемен в поведении мужа, не видела, чтобы нервничал. От соседки узнала, что он с кем-то ругался на улице 19 сентября 2016 года. Сама Ольга как-то слышала громкий разговор супруга по телефону, как она поняла, с должником: «Муж как-то говорил, что ему должны. Супруг тоже брал в долг у знакомых — на покупку машины, недвижимости. Они всегда друг друга выручали. Знаю, что Сергею задолжала его бывшая работодатель. Уходил он от нее со словами: «Так со мной и не рассчиталась».

О том, что Сергей вел бизнес в России, не знали ни мать, ни жена. До 21 марта 2014 года Метельский был директором ООО «Березино продукт», учредителем которого являлась Елена Свирская. С ней Метельский в 2011-м создал и зарегистрировал в России фирму «Элма-Рос», сотрудничавшую с компанией россиян Горленко и Аксеенкова. Последний упоминается в уголовном деле как учредитель ООО «Молоко». Так вот, летом 2014-го «Молоко» подало иск о взыскании с «Элма-Рос» из-за неисполнения обязательств по поставкам более 15 млн российских рублей, что эквивалентно 440 тыс. долларов. Ответчиком значилось «Березино продукт». История эта закончилась мировым соглашением и обязательством вернуть сумму частями. Погашен ли долг, неизвестно.

В суде несколько свидетелей пояснили, что долг образовался при Метельском и что им занимался он. Свидетель Свирская подтвердила, что в 2016 году Горленко интересовался у нее, как найти Метельского? В одном из разговоров упомянула, что он обманул российскую компанию более чем на 10 млн. Предпринимателя искали и через директора «Элма-Рос»: мол, с Сергеем произошла какая-то ситуация и к нему есть вопросы. Гособвинитель Вадим Кисель обратил внимание и на такой факт: перед убийством, с 4 августа по 23 сентября, Горленко созванивался с Косяком 10 раз, 7 соединений — с 21 сентября. (В деле есть сведения, что Косяк мог быть заказчиком или посредником истребования этого долга.)

Что связывало Косяка со Свирской? Она говорит, что рабочие отношения. Что до увольнения Сергея с «Березино продукт», то, со слов свидетеля, она перестала ему доверять и он хотел вести свой бизнес. Другой свидетель полагал, что причиной увольнения стал конфликт: «Елена говорила мне, что Сергей занимается не тем, чем надо, и вроде, что должен крупную сумму. Кажется, 440 тысяч долларов».

Зацепка


Буквально через месяц после убийства Метельского исчезает и Андрей Косяк. Его тело преступники спрятали, чтобы скрыть и другие тайны. Погибшего нашли уже после приговора, и в деле березинского предпринимателя действительно появились новая версия и фигуранты — Алексей Синькевич (бывший старшина-контрактник, владелец пейнтбольного клуба) и Ростислав Светчиков (водитель Косяка). За убийство Косяка первого приговорили к 24 годам колонии, второго — к 22.

Благодаря оперативным комбинациям долго молчавший Синькевич заговорил. В явке с повинной назывались детали, которые мог знать только убийца. При этом фигурант уточнил: подробности узнал от Светчикова. Мол, это он предлагал за деньги убить Метельского, и это он, Светчиков, убийца. Это была попытка отвести от себя подозрение.

Второй фигурант (его показания согласуются с показаниями свидетелей и другими материалами дела) сообщал: в августе 2016-го Косяк попросил его найти того, кто заберет долг у одного коммерсанта. Дескать, россияне дали деньги Свирской, та — Метельскому, а он их не вернул. И Светчиков знакомит хозяина с Синькевичем, он, со слов Светчикова, получает аванс за предстоящую работу — 20 тысяч долларов. Затем по указанию начальника Ростислав возил исполнителя к дому бизнесмена, а потом и к месту убийства. Водитель уверял, что «напарник» раньше хвастался выбиванием долгов как своим заработком. Кстати, в суде по предыдущему делу фигурантам выдвигали обвинения и по другим преступлениям. В одном из эпизодов речь шла о том, что в 2011 году Синькевич вывозил пострадавшую в лес, требуя 100 тыс. долларов. Судя по обвинению, в сговоре был и Светчиков. Чтобы запугать женщину и ее супруга, вымогатели показывали им якобы расчлененные тела — отрубленный палец и труп человека. Заставляли копать себе могилы.

Светчиков продолжил: его задача — помогать «коллектору», если потребуется, в истребовании денег с Метельского: «19 сентября, сидя в машине, я слышал, как Синькевич угрожал коммерсанту — что его может сбить машина, автомобиль может сгореть, жена и дети могут не вернуться домой». Вторая попытка была 26 сентября. Рано утром Ростислав, сменив автомобильные номера, высадил Синькевича на трассе у Березино (недалеко от дома бизнесмена) и ждал его в условленном месте. «На Алексее, — говорит, — были штаны и куртка темного цвета, на голове — свернутая как шапка черная маска с прорезями для глаз. Он ушел с сумкой. Вернулся где-то через час. Судя по одышке, он бежал. На трассе я увидел дымящуюся машину. Синькевич сказал жать на газ. Уже у Косяка слышал, как он ругался: «Ты убил человека. Тебя об этом никто не просил». Светчиков также пояснил, что когда они проехали горящий автомобиль, им навстречу двигался молоковоз (водитель молоковоза подтвердил свое нахождение там в это время).

Алексей Синькевич. Ростислав Светчиков. 
   Фото Алексея Матюша.
Ключевой свидетель


Дым из стоящей у обочины машины «Ауди Q5» и человека рядом видел сотрудник РОЧС. «Мужчина поджигал автомобиль, — вспоминал Евгений, в то утро он ехал из Березино с женой. — Он бросил горящую тряпку и побежал к лесу. Я пошел посмотреть, не нужна ли помощь. На месте водителя сидел человек с опущенной головой, без признаков жизни. На нем — кровь. Потом я услышал хлопок. Это был выстрел со стороны леса». Оттуда приближался человек в темной маске, темной одежде, на ногах — берцы. В руках он держал обрез длиной сантиметров 40. Оружие было направлено в сторону Евгения, и он, испугавшись, поспешил к своей машине. Последовал второй хлопок... Рассказ супруги Евгения аналогичен. Незнакомца они описывают так: возраст — лет 40, крепкого телосложения, рост — 170 — 175 см. Человека в маске видели и другие свидетели. Некоторые расхождения в показаниях по поводу одежды, считает прокурор, обусловлены субъективным восприятием, расстоянием до преступника и непродолжительным временем наблюдения. При этом все говорят об одних и тех же росте, возрасте и комплекции.

Куда делось оружие?


Собранные материалы дали основания обвинить Алексея в вымогательстве, убийстве, умышленных уничтожении, повреждении имущества, незаконных действиях с огнестрельным оружием. Сам он вину отрицает, заявляя о сфабрикованности дела. При этом его собственные показания сильно разнятся. К примеру, отвечая на вопросы прокурора по поводу обреза, минчанин уверял, что его на площадку для игры в пейнтбол привозил Светчиков (который, напомню, со слов Синькевича, предлагал ему убить коммерсанта, а когда тот отказался, якобы сам убил из обреза) и продал его Синькевичу спустя неделю-две после убийства. Где логика? Кто возьмет себе орудие преступления? На другом допросе фигурант уже говорил, что это оружие в непригодном состоянии он купил раньше у знакомых, чтобы использовать в клубе.

Брат же Синькевича подтвердил, что по просьбе жены и сына обвиняемого в 2017 году уничтожил обрез охотничьего ружья, хранившийся на даче в спортивной сумке: «Я уничтожил незаконно хранившееся оружие». Одни детали оружия сжег, другие выбросил. Бывшая супруга подсудимого это подтвердила.

О поездке к бизнесмену и убийстве Синькевич, говорят, рассказывал сокамерникам: мол, помимо расправы над Косяком, он разобрался и с березинским коммерсантом, машину которого сжег с помощью геля для розжига.

…Судебное разбирательство шло почти месяц. Председательствующий по делу Вячеслав Тулейко — юрист опытный, скрупулезно разбирался в перипетиях сложного дела. И вот судебная коллегия оглашает решение: Синькевич приговорен к пожизненному заключению (режим особый), Светчиков за мошенничество — к 24 годам колонии усиленного режима. Приговор вступит в силу, если не будет обжалован в десятидневный срок.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter