Жабинку позиционируют как уютный пригород Бреста, но пока популярности среди брестчан она не снискала

Близкие дальние родственники

Жабинка находится всего-то в 15 километрах от Бреста. Четыре года назад городок с населением 13 тысяч человек де-юре стал его городом-спутником. Вероятно, уже в ближайшие семь-восемь лет население райцентра увеличится почти до 23 тысяч. Во всяком случае, это предусмотрено генпланом развития Жабинки. Но насколько это реально? Корреспондент «Рэспублікі» побывал в городе-спутнике и присмотрелся ко всем его преимуществам.

От Жабинки до Брес-та — рукой подать. Всего 15 километров

До большого города 15 километров

Два года назад брестчанка Алла Лущинская с мужем Виктором начали строить дом рядом с Жабинкой. Сейчас ребята занимаются внутренней отделкой. Новый год планируют встретить уже у собственного очага. Алла говорит, что строить дом возле города-спутника было осознанным решением:

— После свадьбы мы стали жить у моих родителей. Сами понимаете, такой вариант не предел мечтаний. Покупать квартиру не планировали изначально — муж грезил собственным домом. Участки в Бресте и пригороде стоят недешево, а в очереди нуждающихся можно провести не год и не два. Поэтому решили строиться рядом с Жабинкой. Тем более родители Виктора живут недалеко, а сам он работает в СЭЗ «Брест» — это примерно в 13 километрах от нашего дома. 

Алла и Виктор через три месяца готовятся стать родителями. Супруги рассчитывают, что ребенок пойдет в детский сад в Жабинке:

— Говорят, мест в детских садах не хватает. Эта проблема актуальна и для Бреста, и для города-спутника. Недавно читала, что в Жабинке собираются строить новые ясли-сад. Других проблем я не вижу. На дворе XXI век, уровень мобильности совсем другой, 20 километров, согласитесь, не расстояние. Добраться в Брест из Жабинки не проблема. Есть поезда, маршрутки, рядом проходит трасса Минск—Брест…

Судя по генплану, население Жабинки в ближайшие 7—8 лет увеличится почти до 23 000 человек

Утренние поезда, следующие в Брестском направлении, заполнены практически до отказа. Из Жабинки на работу в Брест ездят сотни, а возможно, и тысячи человек. Назвать точную цифру вряд ли кто-то возьмется. 

Фотограф Алексей Ганчук каждое утро садится в электричку Белоозерск — Брест. Из Жабинки поезд отправляется в 7 часов 36 минут. Через полчаса состав прибывает на станцию Брест-Центральный. Алексей говорит, первое время добираться на работу поездом было непривычно. Теперь ничего:

— От моего дома до вокзала в Жабинке нужно идти примерно 15 минут. Полчаса занимает дорога до Бреста, еще полчаса я иду от вокзала до работы. На троллейбусе, конечно, было бы быстрее, но мне нравятся пешие прогулки. Что касается стоимости поездок, то разовый билет на электричку стоит 62 копейки — это гораздо дешевле, чем проезд в городской маршрутке. 

Районные власти позиционируют Жабинку как город для жизни. По сути, она должна стать «спальником» Бреста

Неудивительно, что железнодорожный вид транспорта — самый востребованный у жителей Жабинки. Особенно утренние поезда, которые отправляются в 6.38, 6.55 и в 7.36. Впрочем, и маршрутки не пустуют. Правда, стоимость проезда втрое выше. Если на работу в Брест ездят оба супруга, автомобиль — более выгодный транспорт. У меня дорога заняла 15 минут. На поездку в одну сторону ушло примерно 1,2 литра 95-го бензина — чуть больше чем полтора рубля. Это без учета разъездов по городу. 

Жизнь вдоль магистрали
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ

По мнению председателя Жабинковского райисполкома Дмитрия Городецкого, удачное расположение Жабинки — один из главных козырей города-спутника:

— Вряд ли в нашей стране есть другой город, который может похвастать столь удачным расположением и развитой транспортной инфраструктурой. Судите сами: в двух километрах от Жабинки — магистраль международного значения М-1/Е30. Недалеко еще одна трасса — Кобрин — Гомель. Через Жабинку проходят все поезда, которые следуют из Минска или Гомеля в Брестском направлении. К тому же райцентр находится недалеко от польской и украинской границ. Дмитрий Городецкий в «спутниковом» будущем Жабинки не сомневается. План мероприятий разработан и утвержден. Теперь дело за воплощением их в жизнь:

— Идей и работы по их реализации у нас много. Планируется, что к 2025 году население Жабинки увеличится до 22,5 тысячи человек. Соответственно, нужно подтянуть инфраструктуру и социальную сферу. Утверждена схема водоснабжения и канализации. Сейчас мы занимаемся реконструкцией водозабора, станции обезжелезивания и канализационно-насосной станции. Заключаем договоры на строительство новых очистных сооружений. 

Недавно в черту Жабинки вошли четыре сельских населенных пункта: Курпичи, Стеброво, Щеглики и Здитово. В последней деревне уже построен водопровод, насыпаны гравийные дороги. В прошлом году строители сделали прокол под рекой Мухавец и провели воду в Щеглики. В этом году центральное водоснабжение появится в Щегликах-Южных. Разрабатывается документация на Щеглики-Восточные. Для привлечения новых жителей нужно создать условия не хуже, чем в Бресте. Чтобы в районе жилой застройки были детский сад, школа, хороший магазин, зона отдыха.

— Жилье планируем строить как индивидуальное, так и многоквартирное. Хочу поблагодарить «Брестэнерго»: вынесли ЛЭП за пределы парка, и мы смогли приступить к разработке  квартала многоквартирной жилой застройки. Планируем построить восемь домов примерно на 300 квартир. Многоквартирные дома будут строиться и в других районах города. Стоимость квадратного метра для всех желающих — примерно 700 рублей. Это гораздо дешевле, чем в Бресте, — рассказывает Дмитрий Городецкий. 

Размеренный  ритм  жизни

Перспективный участок для индивидуальной застройки — пустынное поле напротив деревни Щеглики, на въезде в Жабинку. Здесь планируется «нарезать» около 850 земельных участков, но сначала нужно провести необходимые коммуникации. Место перспективное, особенно с учетом того, что в Бресте свободная земля под индивидуальное строительство в дефиците. 

— У больших городов есть свои преимущества. Прежде всего в плане досуга. Но Жабинку мы позиционируем как город для жизни. Это замечательное место. Есть река, парк, удобная транспортная инфраструктура. Здесь размеренный ритм жизни, не так много транспорта и предприятий. Работать и зарабатывать можно в Бресте, а жить — в Жабинке. У нашего городка много плюсов, и мы работаем над тем, чтобы их было еще больше.

Инфраструктура в городе потихоньку развивается

Дмитрий Городецкий показывает несколько увесистых альбомов. Это концепция благоустройства городского парка. Его планируется разбить на зоны: спортивную, торговую, развлекательную. Через дорогу — еще две зоны: мемориальная и религиозная. Дальше — экологическая тропа и пляж. 

— С развитием города будет развиваться и сфера услуг. Мы делаем ставку на малый и средний бизнес. Наша задача — создать все условия и для бизнеса, и для жителей города. Пока же ажиотажного спроса на жилье и участки в Жабинке со стороны брестчан не наблюдается. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сегодня состоит около 800 человек. Брестчан среди них не так много. Но, полагаю, ситуация изменится уже в ближайшее время.

Впрочем, у Жабинки и сегодня немало преимуществ. От перспективных районов индивидуальной застройки до центра города всего два километра. Столько же — до трассы Минск—Брест. Компактный, тихий городок расположен совсем рядом с областным центром. Если удастся подтянуть социальную сферу, построить новые школы и детские сады, для многих брестчан вопрос, переезжать в Жабинку или нет, перейдет в разряд риторических. 

p.losich@sb.by

Фото автора и Светланы КИСЛОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter