Санкции включили процесс регионализации в Беларуси и России несколько раньше, чем в других регионах

Ближе к потребителю

Вот вроде бы и кое-какая бытовая техника попала в очередной санкционный пакет США. Как говорится, напугали щетку веником. Во-первых, лично я в своей копилке никак не смог припомнить американских брендов. Немало в своей жизни купил «европейцев», были азиатские торговые марки, российские (правда, выпущенные в Юго-Восточной Азии), но вот заатлантических пылесосов, кофемашин и холодильников не имел честь прикупить. Во-вторых, кофемолка или утюг — не космический корабль. И у самих руки не отвалятся произвести. Тем более что многие позиции бытовой техники в Беларуси выпускаются либо выпускались. В-третьих, мировая торговля замирает, а в производстве, наоборот, происходит сегментация. Тренд нашего времени — производство должно быть максимально приближено к зоне потребления.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Замедление мировой торговли — современная тенденция. Если бы не сырьевые товары, наверное, говорили бы уже не о затухании, а деградации. Вроде бы продукция еще продолжает двигаться между разными регионами и континентами. Но эти потоки становятся все более скромными. И их коммерческая составляющая представляется весьма сомнительной.

Логистика перестала быть стабильной отраслью. В том числе и по этой причине доставка грузов дорожает стремительно и далеко не всегда адекватно — ни из логики ценообразования, ни из объема платежеспособного потребительского спроса. Плюс множатся различные тарифные и нетарифные ограничения и барьеры. Санкции — высшая форма политического давления на экономические процессы. Но еще с конца 2000-х по планете шагает парад разных мер протекционизма: пошлин, квот и других мер. Они увеличиваются, по количеству измеряются десятками тысяч, а по глубине влияния на товарные рынки, пожалуй, уже начинают перевешивать все остальные факторы. До поры до времени была надежда, что рано или поздно мир вернется к принципам свободного и добросовестного купечества на принципах ВТО. Но сейчас очевидно, что эта организация превратилась в артефакт прошлого. Она еще де-юре существует на бумаге, но де-факто уже не является инструментом регулирования каких-то международных отношений. Такова реальность. И если раньше была экономическая целесообразность в какой-нибудь точке планеты с не очень дорогой рабочей силой «штамповать» миллионными тиражами, к примеру, соковыжималку, а потом ее развозить по всему белу свету, то сегодня такая бизнес-концепция кажется очень сомнительной. Заоблачно дорогая логистика делает такой подход коммерчески весьма рискованным.

Мир стремительно скользит по парадигме регионализации. Просто мы из-за санкций начинаем этот путь несколько раньше. И, собственно говоря, в этом нет ничего драматичного. Несомненно, в каждом производстве имеются свои нюансы и секреты. Но на пьедестал вершины инженерной науки бытовую технику возвели маркетологи. Хоть убей, за последние лет десять (возможно, и больше) принципиальных новинок мне не попадалось. Принцип работы пылесоса не изменился. И поток воздуха в этом агрегате все также создает электродвигатель. В электрическом чайнике воду кипятит нагревательный ТЭН. Конечно, с годами происходят некоторые функциональные улучшения. Скажем, увеличивается число рецептур, запрограммированных для готовки в пароварках. В самых брендовых их количество достигает 300—400 штук! Только в чем практическое значение такого разнообразия? Года два только на испытание стандартных блюд уйдет! Словом, есть некие перенасыщения не совсем нужными возможностями, которые призваны повышать маркетинговую привлекательность новой модели, но не улучшают значительно потребительские свойства товара. Хотели мы того или нет, но последние три-четыре десятилетия все жили в глобальной экономике потребления, в которой действуют свои правила, далеко не всегда коррелирующиеся с законами формальной логики.

Впрочем, вопрос-то в другом. Если отбросить всю рекламно-маркетинговую шелуху, то сделать удобными и утилитарными утюг, кухонный комбайн, миксер или пылесос не недостижимая задача для промышленно развитой страны, которой Беларусь и является. Кстати, многие позиции мы выпускали. И неплохо получалось. По качеству, к слову, те же электрочайники под маркой «Атлант» очень котировались на рынке. Корпус делали на совесть. Вообще изделие было «неубиваемым». Но, увы, не всегда хорошему и нужному удавалось пробиться на широкие потребительские просторы через частокол транснационального маркетинга. С качеством там любили поиграться, поэтому иной раз делали дешево, но не очень долговечно. Или надежно, но дорого-богато, когда несчастная соковыжималка под маститым брендом по стоимости тянула чуть ли не на мини-заводик по производству соков. Я не выступаю против конкуренции. Но будем откровенны: на последнем этапе глобализации она приобрела весьма своеобразные формы, в какой-то степени смахивающие на технологии сектантства при продвижении ряда известных брендов.

Возможно, даже очень замечательно, что западный мир сам отрезал свои технологии психологического подавления от нашего рынка. Другое дело, что белорусским производителям надо не терять время, а быстро заполнять ниши. Даже если таковых еще нет. Впрочем, и государство должно создать условия для появления этих ниш. Если уж ввели запрет на поставку каких-то товаров в наши страны — значит, ввели. Будем приспосабливаться. И не хлопать в ладоши, что все равно поступает продукция через какие-то серо-параллельно-левые каналы. Втридорого, но с привычной наклеечкой. А то эта санкционная чехарда — просто маркетинговый ход западных брендов: внесите нас в список, чтобы повысить спрос и была возможность поднять цену. Кому-кому, а нашему потребительскому рынку такой бизнес однозначно не нужен. По крайней мере, есть у меня такое убеждение. И если не будет импортных холодильников в стране дороже 750 долларов — туда им и дорога. «Атлант» поставит в серию и умные холодильники, и мудрые, и начитанные, и еще какие хотите. Если будет ниша для продаж. Разработки-то у них есть. Но для серии нужен стабильный сбыт. И он возможен. Если рынок станут закрывать западные политики с одной стороны, а мы будем им «подыгрывать» — и закрывать для их продукции со своей стороны. Чтобы уж надежно никакой американский тостер не проскользнул на нашу территорию. И тогда вдруг обнаружим, что у нас есть много своих интересных товаров, которые выйдут на полки.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter