Нынешнее поколение тяжелоатлетов молится большей частью на допинг

Блины на допинге

Было время, когда каждый вид спорта имел ореол романтики и своих незыблемых героев. В бокс мальчишки шли гурьбой, восхищаясь действиями на ринге Виктора Агеева, Валерия Попенченко и Вячеслава Лемешева. В мечтах стать богатырями отправлялись в залы тяжелой атлетики, стены которых были увешаны фотографиями Леонида Жаботинского и Юрия Власова. Наш олимпийский чемпион Валерий Шарий решил стать сильным, увидев однажды, как прославленный Аркадий Воробьев поднимает красивую блестящую штангу. А другой олимпионик Алексей Петров считает себя полностью обязанным великому Давиду Ригерту: «Для меня Ригерт — это бог штанги, я на него молился».



Нынешнее поколение тяжелоатлетов молится большей частью на допинг. Он сегодня в штанге главный двигатель и святыня. Можно долго спорить о том, правильно или нет с моральной и юридической точек зрения поднимать и перепроверять старые допинг–пробы и на этом основании лишать спортсменов званий и медалей, но данная риторика лишь уводит разговор от главной темы. Вам любой профессионал сегодня без диктофона скажет, что на профессиональном уровне все штангисты что–то «кушают». И это что–то — отнюдь не витаминки и даже не безобидный в сущности мельдоний.

То, что допинг в тяжелой атлетике стал массовым и повсеместным, — это секрет Полишинеля. Тот ужас и беспредел, что происходит сейчас в кулуарах тяжелоатлетического помоста, в пыль уничтожает всю славную репутацию штанги и заставляет задаться вопросом: а достоин ли такой спорт находиться в системе Олимпийских игр? Впрочем, в нынешнем формате, возможно, тяжелая атлетика как раз и олицетворяет всю современную сущность Олимпиады как таковой.

Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) уже давно является неоспоримым рекордсменом по допинговым «вбросам». Очередную порцию разоблачительных материалов опубликовали буквально накануне: был рассекречен список спортсменов, у которых обнаружили положительные допинг–пробы в ходе перепроверки тестов с Игр в Лондоне–2012. На крючок попались еще 11 штангистов. Это: Наталья Заболотная (Россия, серебро в весе до 75 кг), Светлана Царукаева (Россия, серебро в весе до 63 кг), Александр Иванов (Россия, серебро в весе до 94 кг), Андрей Деманов (Россия, 4–е место в весе до 94 кг), Интигам Заиров (Азербайджан, 6–е место в весе до 94 кг), Раули Цирекидзе (Грузия, 9–е место в весе до 85 кг), Сибель Симсек (Турция, 4–е место в весе до 63 кг), Ирина Кулеша (Беларусь, бронза в весе до 75 кг), Рипсиме Хуршудян (Армения, бронза в весе свыше 75 кг), Кристина Иову (Молдова, бронза в весе до 53 кг). У всех спортсменов были найдены анаболические стероиды.


Ситуация порой доходит до абсурда. Выяснилось, что 5 из 7 финалистов лондонских Игр в весовой категории до 94 кг выходили на помост под допингом. Золото и серебро отобрали у казаха Ильи Ильина и россиянина Александра Иванова. По логике чемпионом должен становиться молдованин Анатолий Кырыку, чья проба оказалась чистой, но вот незадача: через три года после Игр он был дисквалифицирован на 8 лет (!) за употребление анаболических стероидов. И как теперь разрубить этот гордиев узел?

Давид Ригерт (тот самый бог штанги) пару лет назад дал откровенное интервью, в котором положа руку на сердце рассказал, что в их времена только начиналась эра приема запрещенных препаратов. Это не было системой, хотя и употребляли циклами во внесоревновательный период. О том, что сегодня на вооружение взята практика исследования старых проб, он говорит с улыбкой: «Так, глядишь, и до нас с Алексеевым скоро доберутся...» В каждой шутке, Давид Адамович, есть только доля шутки...

КОМПЕТЕНТНО

Помощник Президента по вопросам физической культуры, спорта и развитию туризма, первый вице–президент НОК Максим Рыженков:

— Одно время тучи сгущались и вокруг белорусской сборной по тяжелой атлетике. Было решение Международной федерации, согласно которому в случае подтверждения положительных проб белорусов на Олимпиадах в Пекине и Лондоне вся команда будет отстранена от участия в Играх в Рио. Аналогичная ситуация, к слову, была у сборных России и Казахстана. Однако мы решили бороться за наших ребят. Был проведен целый ряд консультаций, встреч с руководством IWF, и, в конце концов, мы были вынуждены подать иск в Международный арбитражный суд о несправедливости вынесенного решения. Мы считаем, что нынешняя трактовка в корне неверна, а нынешние спортсмены не должны отвечать за нарушения четырех– и восьмилетней давности. К тому же в регламенте IWF говорится, что федерация может быть отстранена от соревнований, если положительными оказались пробы как минимум трех спортсменов в течение года. Это не значит, что можно «накопить» и обнародовать перед самыми Играми пробы, которые были взяты на соревнованиях несколько лет назад. Более того, приведенные нами данные свидетельствовали, что за последние годы количество выявленных положительных допинг–проб в белорусской тяжелой атлетике заметно снижалось. Иск был принят к рассмотрению, и IWF была вынуждена пойти нам навстречу. В качестве компромисса было предложено отложить принятие решения, касающегося дисквалификации белорусской федерации, до того момента, когда по каждому случаю будут проведены все необходимые юридические процедуры. То есть пройдут слушания, атлету будет предоставлена возможность объяснить произошедшее... C учетом нынешней ситуации это означает, что все решения будут приниматься уже после окончания Олимпиады.

s_kanashyts@sb.by

Советская Белоруссия № 144 (25026). Пятница, 29 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter