Как сегодня работает Белорусская цементная компания

Блеск серого золота

Рост прибыли, объемов экспорта и рекордная загрузка заводов: предприятия Белорусской цементной компании завершили год на подъеме

Белорусские предприятия цементной промышленности в прошлом году сработали с рекордными результатами. Объем производства, по предварительным оценкам, составил 924,5 миллиона рублей, экспорт — 131,2 миллиона долларов. Производственные мощности были загружены почти на 95 процентов — это рекорд за восемь лет со дня образования Белорусской цементной компании. А флагман отрасли, Белорусский цементный завод, выпустил за минувший год 2 миллиона тонн цемента, побив собственные рекорды прошлых лет. Об этом — наш репортаж с костюковичского предприятия. Также «Р» поговорила с генеральным директором Управляющей компании холдинга «Белорусская цементная компания» Александром Довгало о положении дел в отрасли сегодня и перспективах ее развития.

Залог успешной деятельности цементных заводов — мощная государственная поддержка.

Насколько полно используются производственные мощности предприятий цементной отрасли, применяются новые источники энергии и что такое Корпоративная школа технологов? Об этом и многом другом «Р» рассказал генеральный директор Управляющей компании холдинга «Белорусская цементная компания» Александр Довгало.

К новым рынкам сбыта

— Александр Станиславович, в каком направлении сегодня развивается компания?

— За почти восемь лет с момента образования холдинга мы проделали огромный путь. Сегодня бренд «Белорусская цементная компания» хорошо известен во многих странах. Прежде всего благодаря вниманию к отрасли Президента и государственной поддержке холдинг работает стабильно и развивается. Залогом нашей успешной деятельности изначально стало принятие в мае 2019 года Указа Главы государства № 181 о повышении эффективности организаций цементной отрасли. И мы выполняем все условия оказания государственной поддержки. Лидирующие позиции на рынке — это и огромная заслуга наших трудовых коллективов, работников всех 26 предприятий, входящих в структуру Белорусской цементной компании. В этом году в нее вошло 27-е предприятие — завод «Строммаш». Время показало: решение о создании холдинга в белорусской цементной промышленности было своевременным и правильным.

— Каковы рентабельность продаж, производительность, а также прибыль от реализации продукции у предприятий холдинга за 2021 год?

— По предварительным оценкам, за прошлый год объем промышленного производства по организациям цементной промышленности составил 924,5 миллиона рублей — на 11,3 процента выше, чем в 2020 году. Прибыль от реализации — 44,7 миллиона рублей, что больше на 4,9 миллиона рублей, рентабельность продаж — плюс 4,3 процента. Загрузка производственных мощностей достигла рекордных с момента образования холдинга 94,9 процента. Только цемента произведено почти пять миллионов тонн. Экспорт составит 131,2 млн долларов — нам удалось не только выполнить доведенный показатель, но и существенно его превзойти.

— На какие рынки сбыта вышла БЦК, где закрепилась?

— Наши традиционные рынки сбыта — Российская Федерация, Литва, Латвия, Польша и другие страны ближнего зарубежья. Постоянно ведем работу по поиску новых контрактов, прорабатываем различные направления поставок всего ассортимента нашей продукции — цемента, извести, мела, сборных железобетонных конструкций, кирпича, газосиликатных блоков и другой продукции. И по опыту участия в различных маркетинговых мероприятиях — специализированных выставках, форумах — мы четко видим, что интерес к продукции бренда «БЦК» растет по всем позициям. В 2022 году географию экспорта планируем расширить.

Однако мы исходим не только из задачи по наращиванию экспорта. Внутренний рынок для Белорусской цементной компании в приоритете. Мы полностью и в первоочередном порядке обеспечиваем его потребности. Только один пример: за 11 месяцев 2021 года производство цемента составило 4,7 миллиона тонн, из них примерно 2,8 миллиона тонн отгружено на внутренний рынок. Наряду с этим предварительные расчеты показывают, что продажи цемента на внешних рынках в 2021 году выросли.

— В каких странах открыто представительство холдинга?

— У нас четыре торговых представительства за рубежом: два в России — в Смоленске и Калининграде, по одному в Польше и в Украине.

Плиты, фильтры и новое топливо

— Какой канал сбыта продукции вы видите на длительную перспективу?

— С этого года будет интенсифицирована работа торговых представительств БЦК. Уже несколько лет мы развиваем также биржевую торговлю — на площадке Белорусской универсальной товарной биржи. Продолжаем сотрудничество и с крупными строительными магазинами и гипермаркетами, в том числе имеющими собственные интернет-магазины. Также цемент можно приобрести через отделения «Белпочты» (хороший вариант для сельских жителей) и на автозаправочных станциях ПО «Белоруснефть».

Одновременно тестируем новые способы продаж. В качестве эксперимента был создан сайт shop.bck.by, где розничные покупатели из Минска и Минской области могли разместить заказ на газосиликатные блоки, кирпич и сухую смесь, производимые Минским комбинатом силикатных изделий. Есть хороший отклик. В 2022 году планируем заняться развитием собственного современного интернет-магазина.

— Мощный толчок развитию производства дала модернизация предприятий. Сколько средств на это потрачено из бюджета?

— Сокращение затрат на производство, его модернизация, внедрение перспективных научных разработок, постоянное изучение прогрессивного опыта коллег — одни из главных направлений развития холдинга. Отмечу, что модернизируются как три головных предприятия Белорусской цементной компании — ОАО «Кричевцементношифер», ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Красносельскстройматериалы», — так и их филиалы. Приведу пример. ОАО «Кричевцементношифер» закончило в 2021 году два значимых инвестиционных проекта. В его филиале, на заводе сборного железобетона № 3 в Витебске, открыта линия по выпуску многопустотных плит перекрытия безопалубочным способом, что обошлось холдингу более чем в шесть миллионов рублей. На самом же Кричевском цементном заводе заработала новая фасовочная линия, где пакуется по 40 тонн цемента в час. Стоимость этого проекта — 1,4 миллиона рублей.

— Какой инвестиционный проект, по вашему мнению, стал самым весомым?

— В прошлом году в ОАО «Белорусский цементный завод» нам удалось реализовать несколько таких проектов. Первый имел двойной эффект — экономический и экологический. С апреля сырьевую муку со склада подают не пневмотранспортом, а мехтранспортом. Это существенно снизило потреб­ление электроэнергии и выбросы в атмосферу. Самая дорогая часть новой системы — элеватор — обошлась заводу более чем в 250 тысяч евро. Второй проект БЦЗ касается рукавных фильтров, которыми комплектуются все современные цементные линии, что обеспечивает 99 процентов очистки воздуха. Один из фильтров был реконструирован в 2018 году, другой — в 2021-м, реконструкция третьего завершится уже в нынешнем.

— Знаю, что одно из предприятий холдинга переходит на использование альтернативной энергии.

— Что касается новых источников энергии, то особый интерес представляет, конечно, проект ОАО «Красносельскстройматериалы» — линия по подаче RDF-топлива, которое приготовлено из коммунальных отходов. Это первый в стране проект, который поможет как улучшить экологию и решить проблему утилизации мусора, так и экономить валюту на покупку за рубежом энергоносителей, газа и угля. Сейчас ждем первых поставок RDF-топлива с Гродненского мусороперерабатывающего завода.

Знания — сила

— Белорусская цементная компания занимается научными исследованиями и разработками. Какие из них самые эффективные?

— Кадры решают действительно все. Европейские компании вкладывают огромные деньги в образование своих специалистов. Белорусская цементная компания тоже исходит из того, что повышение квалификации работников, уровня их знаний и компетенций — важнейшее направление. На постоянной основе в БЦК проводится обучение специалистов, как очно, так и в онлайн-формате. В прошлом году холдинг дал старт такому уникальному для нашей страны проекту, как Корпоративная школа технологов, где технологи, представляющие все заводы нашей компании, получают знания и обмениваются опытом по трем направлениям. Все занятия проходят на базе наших предприятий, мы привлекаем лекторов вузов, ведущих специалистов, в том числе из-за рубежа. Кроме того, ведется прием рационализаторских предложений от работников холдинга. Есть идеи с подтвержденным экономическим эффектом, которые уже успешно внедрены, в частности, в ОАО «Красносельскстройматериалы». Здесь надо отметить роль центра развития персонала Белорусской цементной компании и ее научно-технического управления, которые наладили системную работу. Кроме того, НТУ продолжает активные исследования, призванные снизить затраты при производстве и улучшить качество продукции. Скажем, испытаны пять новых добавок-интенсификаторов помола цемента, три из них рекомендованы к промышленному использованию; отработана технология применения быстротвердеющего цемента на ряде заводов по производству железобетонных изделий. Примеров множество. В стадии согласования находятся два бизнес-плана для организации новых для Беларуси производств.

— Расскажите, пожалуйста, о стратегическом направлении развития компании и о перспективах цементной отрасли.

— Если говорить о внутреннем рынке, то наша стратегия заключается в приоритетном обеспечении белорусских покупателей с учетом задач, которые стоят перед строительной отраслью в 2022 году. На внешних рынках мы нацелены на то, чтобы, как я уже говорил, повысить эффективность своих представительств (торговых домов): продажи через них будут наращиваться, а их заявки — удовлетворяться в первоочередном порядке. Торговые дома БЦК станут заблаговременно, когда спрос на строительные материалы еще не вышел на пик, создавать складские запасы и по мере продаж продукции их планомерно пополнять.

misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter