Блеск и нищета вузовских рейтингов

Рейтинг белорусских вузов

Из 48 позиций первое место занял БГУ, второе - БНТУ, третье - БГУИР...
Споры вокруг первого рейтинга белорусских вузов, который в начале года составило Минобразования, похоже, утихнут не скоро. Напомним, из 48 позиций первое место занял БГУ, второе - БНТУ, третье - БГУИР. В первую пятерку вошли еще два популярных среди абитуриентов вуза, именуемых в народе "нархоз" и "иняз". А вот в аутсайдеры записали практически все частные университеты и институты. Тут-то и разгорелась дискуссия: можно ли, опираясь лишь на мудреную формулу, определять "табель о рангах"? Тем более что многие действительно востребованные учебные заведения не смогли пробиться даже в первую десятку, как, скажем, Академия управления или Белорусская государственная академия музыки, тогда как достаточно высокие позиции заняли те, у кого недобор - уже дело привычное.

На первый-второй рассчитайсь!

По каким только критериям не сравнивают в мире вузы - от индекса цитирования до процента приглашенных иностранных преподавателей! Но вот стандартом для оценки принято считать показатели научно-исследовательской работы. Сколько нобелевских лауреатов и ученых с мировым именем? Какие академические достижения? Много ли публикаций в ведущих научных изданиях? Для нас такие рейтинги в новинку, поэтому оттолкнуться решили от анализа вступительной кампании. Учли контрольные цифры приема и проходные баллы, количество принятых на бюджет и платное отделение, число поступивших без экзаменов, а также зачисленных иностранных граждан. В общем, сложили, умножили, подвели черту... Главный вопрос: что, собственно, показало сравнение? Не сделали ли авторы рейтинга ставку на количество, а не на качество?

Они и не скрывают: на формулу влияют размеры вуза, и чем больше университет - тем шире его преимущества, мол, крупным учебным учреждениям сложнее выполнить все планы. Еще один нюанс: при подсчете проходных баллов иностранных студентов приравняли к победителям олимпиад, зачисленных вне конкурса, каждого оценив по максимуму - в 400 баллов. Руководитель рейтингового агентства при БГУ Михаил Ковалев, который участвовал в разработке формулы, такой подход объясняет просто:

- Именно за эти категории студентов нужно бороться вузам. Формула справедлива для большинства университетов. Думаю, мы опубликуем и другие рейтинги, по научной работе, качеству образования, соответствию мировым стандартам. Мы уже лет 15 составляем рейтинг банков. Вначале было много недовольств, грозили судами, а сегодня уже руководители на него ориентируются при раздаче сотрудникам премий.

Любопытно, что и в Минобразовании не считают пилотный рейтинг аксиомой: дескать, составлен он лишь для того, чтобы показать, куда минувшим летом пошла основная масса абитуриентов...

По индивидуальной системе

Особенно удивил первый белорусский рейтинг работников творческих вузов. 

Самую высокую позицию, под номером 19, занял Белорусский государственный университет культуры и искусств. А Белорусская государственная академия музыки, имена выпускников которой гремят во всем мире, удостоилась лишь 30-й позиции. Белорусская академия искусств еще на четыре строчки ниже. А ведь именно в этих вузах на некоторые специальности (вокал, актерское мастерство, дизайн) неслыханные конкурсы - десятки претендентов на место. К тому же подсчет баллов там особый: три оценки за творческие предметы, и лишь на четверть успех зависит от тестирования и аттестата. Михаил Ковалев согласен: для таких вузов формула действительно не подходит. Тем не менее они оказались в рейтинге и теперь недоумевают: в чем и с кем соревнуемся?

Ректор Белорусской государственной академии музыки Екатерина Дулова предлагает оценивать прежде всего творческие достижения, ведь никогда в музыкальном искусстве количественный показатель не имел значения:

 - У нас специфика такая - выявление и развитие талантов, а это явление не массовое. Наш главный критерий - творческие победы и достижения студентов. К примеру, у нас учится всего тысяча человек, но каждый четвертый - иностранец. Согласитесь, не многие вузы могут похвастаться таким соотношением. Или другой момент: у нас немного лауреатов, зато это победители престижных международных конкурсов с мировым именем. Важно, что наши выпускники соответствуют международным критериям: побеждают, играют в известных оркестрах и преподают в зарубежных музыкальных вузах. А нашими студентами интересуются музыканты из Голландии, Бельгии, Франции, Испании, Турции, России. Например, в этом году согласно госпрограмме развития высшего образования мы получили финансирование на организацию работы иностранных преподавателей со студентами академии и пригласили наряду с выдающимися зарубежными мастерами наших выпускников, ныне солистов крупнейших оркестров.

Куда правильнее единственную музыкальную академию страны сравнивать с Московской или Санкт-Петербургской консерваториями, уверен и проректор БГАМ Петр Дударенко: "Престиж - это когда наши выпускники выдерживают серьезный конкурс в оркестр Мариинского театра, Вашингтонский симфонический оркестр, Брюссельский филармонический оркестр, а потом проводят у нас мастер-классы. Нужно учитывать и нашу специфику - индивидуальные занятия, их в академии около 70 процентов. А часто с одним студентом работают сразу несколько педагогов".

На фоне других

Любое сравнение - вещь субъективная, подтверждает напрашивающийся вывод декан факультета доуниверситетского образования БГУ Вячеслав Молофеев и приводит в пример рейтинг вузов стран - участниц СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, который опубликовал "Интерфакс", - 405 вузов из 15 стран. Учитывали три основных критерия: образовательная, международная и научно-исследовательская деятельность. Причем вузы должны были насчитывать не менее 2.000 студентов очной формы обучения и обязательно участвовать в международном рейтинге сайтов университетов Webometrics. Так вот, лучшим оказался МГУ им. М.В.Ломоносова, а вот на второй строчке - наш Белгосуниверситет. К слову, в первую сотню попали еще БГТУ, БНТУ, Белорусский государственный аграрный технический университет и БГУИР. Тогда как один из лидеров белорусского рейтинга, МГЛУ, и вовсе не смог пробиться в топ-300.

Можно вспомнить другое мнение аналитиков: главный критерий для вузов - репутация среди специалистов и работодателей, причем и за рубежом. Увы, пока у наших университетов достижений здесь немного. В том числе потому, что мы еще не включились в Болонский процесс. Наверняка отыщутся еще показатели, важные для общей картины. А соответственно желание составлять новые и новые "табели о рангах". Но ведь, свидетельствует мировой опыт, все равно ни одна из них не будет истиной в последней инстанции.

Советская Белоруссия №9 (24392). Пятница, 17 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сафонов Анатолий
Рейтинг - понятие относительное. Мои лучшие ученики говорят: "Если в БГУИР не поступлю - пойду в другой ВУЗ". Я их за язык не тянул. Даже экономические специальности, на которые я всегда отговариваю поступать и те - сначала в БГУИР....?! Без слов.
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ
Ни слова,ни единого слова о медицинских ВУЗ-ах---вот вам показатель отношения общества к профессии и человеку,выбравшему эту профессию,а отсюда и все остальное---  зарплата врача-анестезиолога на ставку 1.25---6.000.000руб,зарплата врача общей практики на ставку1.5--- 5.000.000руб.,убираем 0.5---в остатке на ставку 1.0---3.300.000руб., все выкладки минстата---Ложь---это о средней зарплате врачей в   6.000.000 руб.,безголосые з.....ы в оркестре Финберга получают в разы больше,значит в государстве на них деньги есть,скрипачки покупают за 200.000У.Е. для выступлений,так вот,общество и государство,очень скоро почувствуют все прелести,,лечения,, на своей собственной шкуре.Не сделали ли авторы рейтинга ставку  на количество,а не на качество? Конечно сделали и делают,потому,как это намного проще,легче!!! Для чего стране два учебных заведения(институт культуры и искусства и академия искусств)одного профиля?? Нашей стране нужно ТАКОЕ количество,,певцов,, ,их остро не хватает---НЕТ,КАТЕГОРИЧЕСКИ --- НЕТ!!!! Сколько в стране медвузов? Всего лишь ЧЕТЫРЕ и это при острой нехватке медицинских специалистов и при отсутствии некоторых медспециалистов ВООБЩЕ! Кто-нибудь задумывался,что страшнее---безголосый певец или врач- троечник? О чем думает руководство страны? С наступлением весны из медучереждений страны побегут врачи,я даже знаю таких---с опытом,завотделением,высшей и первой категории,на их место придут платники---троечники!!! Привет, Минздрав---В Багдаде все спокойно? В таком случае я выступаю за ПЛАТНУЮ МЕДИЦИНУ и первый пойду страховаться!!
Аноним
"Реклама - двигатель торговли". Все знают о сверхвысоких заработках программистов в Парке Высоких Технологий. Вот Вам и мотив для поступления именно в БГУИР.
Автор
Медуниверситет минский на на 6-й строчке в этом рейтинге, витебский на 8-м. Но, мне кажется, в данном случае речь немного о другом, все-таки оценивали якобы подготовку в вузах. И в той же академии музыки она очень высокая относительно мирового уровня. Сами понимаете, что с медом такие выводы сделать сложно. Да и медицинский и творческие вузы существуют для разных целей, поэтому и весовые категории у них разные. А на счет зарплаты врачей Вы, конечно, правы, тут и спорить нечего.
Аноним
Я думаю, общество здесь ни при чём. Общество живёт гораздо более сложной жизнью. Чего ни один социолог или группа по составлению рейтингов учесть ни в состоянии. Нет такого инструментария.<br /><br />Кроме того, рейтинг вузов отражает именно их рыночную привлекательность. Ведь очевидно, что профессия программиста для экономики важнее профессии учителя или медика, но без медицины общество будет лишено вообще каких-либо перспектив.
Андрей Бекиш
Я бы не придавал большого значения этому конкретному рейтингу. Являясь доцентом, работая в БГУ, занявшем первое место в этом рейтинге, особых радостей по этому поводу не испытал (как и многие мои коллеги), поскольку критерии составления весьма формальны и на первый взгляд не имеют прямого отношения к работе, а лишь косвенное.<br />
С другой стороны, читать, что при составлении рейтинга студента-иностранца приравняли к олимпиаднику в моем случае вообще смехотворно. Не могу говорить за все факультеты, но на том, где работаю я, иностранцы (китайцы, туркмены) - наислабейшие студенты, которые очень часто не заслуживают даже оценки 4 и чаще всего являющиеся головной болью для преподавателя. Была бы воля профессорско-преподавательского состава, то очень многих из них вообще бы не брали в ВУЗ. <br />
И еще. Согласен с тем, что по мировым меркам "стандартом для оценки принято считать показатели научно-исследовательской работы". И ТОЧКА.
Американец
В США при составлении рейтингов американских ВУЗов, помимо всего прочего (исследований, Нобелевских лауреатов, цитирования) используется такой крайне немаловажный критерий, как востребованность выпускников на рабочем рынке. А именно - учитывается сколько времени у выпускника уходит на поиск работы по специальности после выпуска, работают ли они по специальности или нет, и каковые начальные зарплаты им предлагают.
Автор
При таком критерии у нас бы первую строчку занял БГУИР.
Аноним
ИНЯЗ??? что есть иняз? Писать сразу научитесь,а потом уже можно и думать начать. Если бы МГЛУ был настолько плох, то не шло бы туда столько абитуриентов, а баллы не были бы такими высокими задумайся "автор"!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости