Большой театр открыл юбилейный сезон постановкой советского и латвийского актера, режиссера Андрейса Жагарса «Травиата»

Блеск и нищета куртизанки Виолетты

В 1853 году постановка «Травиаты» Джузеппе Верди, впервые увидевшая свет, закончилась откровенным фиаско — уж больно была провокационной. Где это видано, чтобы падшая женщина стала главной героиней оперы, чтобы певцы выходили на сцену в современных костюмах, возмущались критики. Прославившийся своими экспериментами в этом искусстве латвийский и советский актер, режиссер Андрейс Жагарс, чьи спектакли приезжали на гастроли в Беларусь уже три раза, тоже не искал легких путей. На этот раз зрители оказались в Париже XXI века…


НИКАКИХ помпезных декораций, дам с веерами в пышных платьях. Будьте готовы к современному минимализму, к тому, что свои арии певцы будут исполнять даже в джинсах… Как и в XIX веке, простая девушка сегодня запросто может стать куртизанкой, предметом интерьера, марионеткой в руках богатых мужчин. У нее вполне комфортная и красивая жизнь, но за внешним весельем одиночество, отсутствие преданных друзей. Виолетта именно такая. Ей предначертано познать настоящую любовь и  умереть раньше срока от болезни. Только в наше время жизни молодых, успешных уносит не туберкулез, а онкология.

Во время просмотра спектакля я ловила себя на мысли, что смотрю фильм, снятый на современный сюжет. Опыт в киноиндустрии Андрейса Жагарса давал о себе знать каждую минуту. От актеров режиссер стремился добиться естественности характера, манер, движений. Виолетте, решившейся отдаться любви, недостает нежности, стыдливости, плавности движений. В ночной сорочке на пике эмоций она вставала на диван, разбивала бокал. Альфред, ее возлюбленный, для нашего времени и вовсе инфантильный сын богатых родителей, который не задумывался о том, где Виолетта берет деньги на их совместную жизнь, в порыве гнева оскорбил женщину на людях. Отцу Альфреда Жоржу Жермону в его возрасте в силу расчетливости, влияния общества не хватило жизненной мудрости не разрушать счастье сына. Много было в постановке и откровенных сцен, демонстрирующих развязность и отсутствие культуры даже в высших кругах.

АНДРЕЙС Жагарс рассказывает мне, чем руководствуется в работе:

— Не секрет, что все оперные режиссеры мучаются от того, что музыка может быть великой, а вот либретто, особенно на ранние оперы Верди и других выдающихся композиторов, очень слабое. У них просто не было денег приглашать профессионалов. Приходится сглаживать неудачные моменты, использовать театральные приемы, чтобы рассказать историю не по субтитрам.

Я никогда не шел на эксперимент ради трюка. К сожалению, многие театры сегодня болеют архаизмом. За академической формой порой скрывается непрофессионализм режиссера. Не выстроены яркие образы, правдивые взаимоотношения между героями. Эстетика — это только внешнее, важно, чтобы театральный язык был выразительный, искренний. Гораздо труднее переносить спектакль во времени и пространстве, чем ставить классику, где воображение, фантазия не работают, все уже выстроено: прошел от левой кулисы, сел, посмотрел на Виолетту.

Фото Сергея Лукашова

МИНИМАЛИЗМ, условность на руку и артистам. Молодые Ирина Кучинская (Виолетта), Юрий Городецкий (Альфред), Илья Сельчуков (Жорж Жермон), чье мастерство мне довелось оценить во время генеральной репетиции (составов несколько), смогли умело соединить великолепный вокал и игру. Поскольку «Травиата» — история молодых, решили отказаться от оперных корифеев, которым обычно достаются ведущие партии.

Для художника-постановщика Кристине Пастернака (Латвия) каждый певец — отдельная краска, наряд должен был подходить к личности актера. Непросто было реализовать задуманное и в музыкальном плане. Хормейстер-постановщик народная артистка Беларуси Нина Ломанович, рассказывает:

— Это люди, которые отдыхают, веселятся, пьют, поют, танцуют, влюбляются, поэтому в хоровой партитуре достаточно много обозначений для характерного исполнения brilliante (блестяще, иксрометно) и agitato (взволнованно, возбужденно, тревожно). Подобное пение я называю «штриховым», потому что такой характер музыки требует от артистов особого отношения: надо постоянно держать тонус и высокий градус, что обычно довольно трудно дается хоровому коллективу. Взрывчатость слова, быстрое реагирование, техничность и особое внимание на характерные штрихи  — такое пение рассчитано на профессиональный хор.

Настроение передано и оформлением спектакля, которым занимался художник-постановщик Рейнис Сухановс (Латвия). Холодный мраморный интерьер, красный свет во время веселья подчеркивали неискренность, порочность общества. Дом, где живут Альфред и Виолетта, — совсем другая история. Просто, спокойно и уютно. Вместе с тем мне не хватило элегантности в костюмах и декорациях.

НАСКОЛЬКО удачным получился эксперимент, покажет время проката «Травиаты». Лично мне отрадно, что Большой театр оперы и балета Беларуси восприимчив к новому. Разве не искусство должно вести зрителя за собой? Приятно было слышать и комплименты от Андрейса Жагарса в адрес Большого, ведь наш театр может похвастаться доступными ценами, имеет редкую возможность представить несколько артистов на одну партию вопреки международным коммерциализированным стандартам, когда над одним спектаклем работает один состав, что часто негуманно по отношению к солистам.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

• «Травиата» в переводе с итальянского означает «падшая», «заблудшая».

• После написания оперы Джузеппе Верди прожил полвека, но так и не внес никаких изменений в свое сочинение.

• Джузеппе Верди благодаря «Травиате» сделал бессмертным произведение Александра Дюма «Дама с камелиями». Главная героиня романа — реальная женщина, парижская куртизанка Мари Дюплесси (прототип Виолетты), жившая в середине XIX века, покорившая сердце не только Дюма-сына, но и великого пианиста Ференца Листа. Парижские туристы до сих пор приходят на могилу куртизанки.

• Популярный кинофильм «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс тесно переплетается с «Травиатой». В основе фильма те же сюжетные мотивы, в одной из сцен Эдвард берет Вивиан в оперный театр на «Травиату», а в конце фильма исполняет для любимой серенаду под специально созданную аранжировку из оперы.

В ТЕМУ

В юбилейном, 85-м сезоне зрителей Большого театра Беларуси ждут четыре премьеры. После «Травиаты» Джузеппе Верди в начале октября зрители увидят новую постановку балета «Корсар», над которой работал балетмейстер Мариинского театра Санкт-Петербурга Вячеслав Хомяков. Художественный руководитель балета народный артист Беларуси Юрий Троян отметил: «Спектакль классический, мы не трогаем ни одной партии. Но он в отличие от предыдущей постановки будет более интересен режиссерски и актерски». Удивит зрителей и оформление балета «Корсар», на сцене планируют разместить целый корабль. Также в этом году в Большом состоится премьера спектаклей «Тоска» Джакомо Пуччини от Михаила Панджавидзе и «Богема» Джакомо Пуччини от Александра Тителя.

v.v.korshuk@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter