Блеск и нищета «красивой жизни»

Приближается  к  финишу  судебный  «марафон»  по  рассмотрению   уголовного  дела  о  банде  Ринаса

Приближается  к  финишу  многомесячный  судебный  «марафон»  в  Витебском  областном  суде  по  рассмотрению  громкого  уголовного  дела  о  так  называемой  банде  Ринаса 

Еще до начала слушания в средине марта сего года в суд поступило 40 объемистых томов уголовного дела. Предположительно, к концу августа будет оглашен приговор. Только справка к нему составляет 600 листов! После одного из судебных заседаний наш корреспондент продолжил изучение громкого дела в кабинете прокурора отдела Витебской областной прокуратуры Дениса ГУБАНОВА. 

Круг  сужается 

В первой публикации под названием «Агрессивная «крыша» («Р» за 20 марта 2008 г.) мы сообщали о начале редкого судебного процесса. Уместно напомнить, что банда Ринаса, названная так по фамилии одного из ее предводителей, бывшего военнослужащего воздушно-десантных войск, а затем оформителя могильных памятников, который вырос до замдиректора коммерческой фирмы, действовала в Шумилинском районе и Витебске с 1996-го по 2006 год. Ей вменяется более сотни эпизодов преступлений различной тяжести. По делу проходят свыше 150 свидетелей и десятки потерпевших. Обвиняемым инкриминируется создание преступной организации и участие в ней, вымогательство различных сумм денег у местных предпринимателей, грабежи, уничтожение имущества, похищение несговорчивых жертв и «перевоспитание» их методами средневековой инквизиции… 

Было бы наивно полагать, что обвиняемые, подобно провинившимся школьникам, раскаиваются в содеянном и становятся в очередь с чистосердечными признаниями. Скорее наоборот: многие, начиная с вожака Владимира Ринаса, стремятся всячески себя обелить, уйти от наказания. 

Например, судья в зале заседания обратился с рядом уточняющих вопросов к Владимиру Ринасу как к руководителю преступной группировки. В ответ услушал: 

— Не согласен, что у нас преступная группировка. Разве что вместе парились в бане. И с Виталием Ксензовым (второй руководитель банды) нас объединял совместный отдых, лесные поляны, шашлыки… 

— Было ли у вас оружие? — продолжает допрос судья. 

— Да, пистолет газовый зарегистрированный. И охотничье ружье. Тоже зарегистрированное. Хранилось в сейфе. 

И так далее и тому подобное. Если бы не выступления свидетелей и потерпевших, можно было бы подумать, что сидящие в гигантской клетке-решетке, специально привезенной из Минска для такой большой группы из 28 обвиняемых, — просто случайно похулиганившие парни. Им надо сделать строгое внушение и… распустить по домам. 

Откуда же тогда 40 томов зловещего уголовного дела, более сотни заслушанных и рассмотренных на судебных заседаниях эпизодов? Многие потрясают своей жестокостью. К примеру, одного из несговорчивых предпринимателей молодчики с накачанными бицепсами вывезли в лес. Серьезно отмолотили бейсбольными битами. Последствия физических и моральных травм пока непредсказуемы. 

По аналогичной схеме злоумышленники поступили и с жителем Витебска. Завладели его квартирой, а тот по глупости «дал задний ход». Раз такой «непонятливый», вывезли строптивого в городокские леса, где держали заложником, пока не сделался шелковым. 

Под неопровержимыми уликами парни за решеткой в здании областного суда опускали головы. Хоть и медленно, но круг сужается. 

Загадочный  бизнес 

В процессе слушания многотомного дела было замечено, как возле здания областного суда в Витебске припарковался солидный джип с московскими номерами. Из него вышли «серьезные» молодые люди с массивными золотыми цепями на шеях. Интересовались, как идет суд. Не исключено, что позаботились о хорошей адвокатской защите обвиняемых. 

В другие дни возле судебного учреждения крутились автомобили с псковскими, смоленскими и тверскими номерами. Прямых контактов с обвиняемыми быть не могло, а вот косвенных… С родственниками, знакомыми, партнерами по бизнесу. 

А что? Как говаривал главарь «Черной кошки» Горбатый из популярного фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Друзей из беды выручать — святое дело». 

Выручат не выручат — это как гадание на лепестках ромашки. В любом случае «группа поддержки» себя обозначила. Как-никак за десять лет деятельности можно было наработать и впрямь интернациональные связи. Хотя, по большому счету, такой длительный срок существования организованной группы нельзя считать нормальным, сокрушается прокурор отдела Денис Губанов. 

Ринас и его команда постоянно подчеркивают, что официально занимались бизнесом. В частности, изготовлением памятников, дверных блоков и кухонь, перегоном и перепродажей в Москве автомобилей из Германии. Кто попроще, работали грузчиками, озеленителями, таксовали… И никакого там криминала. 

А жили весьма красиво. Это теперь иномарка не роскошь. А восемь—десять лет назад далеко не все могли их приобрести. У наших парней иномарки уже тогда не были роскошью. Да и вообще, жили они безбедно. Хватало не только самим на бары-рестораны, шашлычки-пикнички, баньки и девочек, но и родственникам. 

И это лишь видимая часть «айсберга» коллективного бизнеса. 

Бледные  тени  «бригады» 

Вообще-то, правоохранительные структуры пока неохотно идут на контакт со СМИ. Информация весьма скупая и дозированная. Вот и прокурор отдела областной прокуратуры Денис Губанов просит не злоупотреблять полученными сведениями. Оно и понятно: только суд выносит окончательный вердикт, а пока даже наших «героев» мы не имеем права называть преступниками, а только обвиняемыми. 

Не может быть сомнения и в том, что «красивая жизнь» завершилась. Хотя сами ее участники считали иначе. Они сознательно полагали, что заслуживают такой жизни. А другие — нет. Потому что эти другие — слабаки. А слабые должны делиться с сильными. В десятках боевиков пропагандируется такая философия суперменов. А чем витебские хуже? 

Достаточно непросто писать, так сказать, коллективный портрет витебской «бригады». И все же некоторые контуры обозначились. Большинство из обвиняемых достаточно активные спортсмены. Один из них имеет два высших образования — юридическое и академию ветеринарной медицины. 

Проще говоря, в группировке доминировала грубая физическая сила. Так называемые бойцы приезжали к своим жертвам, пугали, играли крутыми бицепсами. В разговорах мат-перемат. Примитивная технология устрашения. И это в большинстве случаев срабатывало для достижения поставленной цели. 

Лично мне искренне жаль этих ребят. Просто они данные им от природы и развитые на тренировках спортивные способности (в основном в боксе, вольной и классической борьбе, многоборье) направили, если так можно выразиться, не в ту степь. А затем праздная «красивая жизнь», подобно наркотику, усыпила и притупила совесть. 

— Как вы считаете, это громкое дело — сугубо витебское или подобное могло происходить в других областях и регионах? — поинтересовался я у Дениса Губанова. 

— Полагаю, что такого рода криминал не исключен для любого региона и государства. Жажда «красивой жизни» и паразитирования для определенных лиц имеет интернациональную окраску. Просто эти злоумышленники попались, а кто-то еще на очереди. 

Сегодня обвиняемые юлят, изворачиваются, как только могут. Некоторые даже отказываются от первоначальных показаний. Дескать, сотрудники милиции обещали им статью 20 УК (освобождение от ответственности за чистосердечное признание), а потому они и наговорили лишнего. 

Подобные шараханья выглядят несерьезно и даже инфантильно. Круг-то и в самом деле сужается. Правда, в почти уже законченном уголовном деле недавно появились новые обстоятельства. В каком-то смысле пикантные. К уже опрошенным и выслушанным 28 обвиняемым прибавилось еще 10 «коллег». Ими стали находившиеся в бегах и экстрадированные из ближнего зарубежья «бойцы». 

Это означает, что в многотомном деле точку ставить рано. А значит, вероятны дополнительные подробности криминального «марафона». Не исключено, что некоторые его эпизоды могут попасть в новые учебники по юриспруденции. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter