Блэризм, который очаровывал Европу, выдохся

Тони Блэр делает вид, что не придает значения попыткам заставить его назвать дату своего ухода с Даунинг-стрит

Тони Блэр делает вид, что не придает значения попыткам заставить его назвать дату своего ухода с Даунинг-стрит.

В интервью, данном газете «Times», британский премьер-министр обещает сделать это в обозримой перспективе: «Впервые за всю историю своего существования лейбористская партия возглавляет правительство уже почти десять лет». 

За последние 2 дня около полусотни парламентариев-лейбористов подписали уже 3 открытых письма Тони Блэру, в которых просят его уйти в отставку досрочно. Более того, благодаря утечке информации один из британских таблоидов обнародовал записку, в которой говорилось о подготовке к возможной отставке премьер-министра. Министр по вопросам охраны окружающей среды Дэвид Милибэнд, близкий к лейбористскому лидеру, сделал все, чтобы погасить полемику, хотя и назвал «разумным» уход премьера через год. 

В конце сентября лейбористы соберутся на ежегодный съезд в Манчестере. Многие члены партии ожидают от Тони Блэра прояснения своих намерений. А точнее говоря, надеются, что этот съезд станет для него последним. К тому же лейбористский лидер обещал, что он не будет баллотироваться на четвертый срок в 2009–2010 годах и предоставит преемнику достаточно времени, чтобы освоиться в должности. Хотя спекуляции вокруг даты его ухода сильно раздуты прессой, они явно вредят партии, рейтинг которой, судя по результатам опросов, за последние 15 лет низок, как никогда, и сильно уступает рейтингу консерваторов. 

Разумеется, вихри, бушующие в стане «новых лейбористов», вызваны скандалами, которые преследовали партию в последние месяцы: это и скандал с деньгами «спонсоров», которым были обещаны места в палате лордов, и скверная работа МВД при бывшем министре Чарльзе Кларке, и конфликты интересов, связанные со школьной реформой, и внешнеполитический курс, слишком явно повторявший евангелическую и мессианскую политику Джорджа Буша. 

Но эти вихри являются результатом и более глубинной тенденции. Блэризм, который почти 10 лет очаровывал всю Европу, выдохся. В борьбе с консервативным лидером Дэвидом Камероном, чья пропагандистская стратегия имеет огромный успех, и после поражения на майских выборах, которое выглядело как первое предупреждение, активистов лейбористской партии охватили сомнения. И эти сомнения они передают рядовым избирателям. Неуверенность в своей способности вернуть Великобритании настоящий политический динамизм начинает дестабилизировать партию и заставляет ее думать об эре, которая откроется после Блэра. 

Этим летом министр внутренних дел Джон Рид воспользовался отсутствием премьер-министра, чтобы показать себя государственным деятелем в раскрытии заговора, участники которого планировали взорвать 10 авиалайнеров в небе над Атлантикой. В конце минувшей недели министр образования Алан Джонсон не исключил, что выдвинет себя в качестве преемника Блэра, но высказал мнение, что премьер-министр поступил бы стратегически неправильно, назвав в конце сентября дату ухода: «это значило бы сделать подарок оппозиционным партиям». 

Что касается Гордона Брауна, то он все еще твердо верит в соглашение, заключенное в «Граните» – том самом ресторане, где Блэр и министр финансов в 1994 году договорились, что первый возьмет на себя бразды правления партией, чтобы через несколько лет уступить власть второму. Браун, этот архитектор британского экономического возрождения, ждет уже 9 лет. В стратегическом плане он не счел нужным воспользоваться ослаблением авторитета премьер-министра. Но не исключено, что в Манчестере его голос будет слышен громче, чем обычно. Если на съезде сохранится статус-кво, риск прихода партии в упадок может увеличиться. 

Требования лейбористов об отставке или досрочном уходе Тони Блэра, возможно, объясняются боязнью растерять завоевания блэризма. Но они не смогут скрыть очевидного факта: уход премьер-министра не отменит необходимости придать новое дыхание стареющей партии «новых лейбористов». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter