Блеклая роскошь

Пока во всем мире элитные дома несут издержки, белорусские продавцы товаров люкс смотрят в будущее с оптимизмом

Пока во всем мире элитные дома несут издержки, белорусские продавцы товаров люкс смотрят в будущее с оптимизмом.

Многие считают: на товары класса люкс всегда найдутся покупатели. Но этот сегмент, по сути, является индикатором всего потребительского рынка. Впервые со времен Второй мировой войны элитные торговые дома начали снижать «роскошные» цены, существенно сократились и продажи «люксовых» брендов…

Кризис на «Кристи»

За последние годы цены на произведения искусства поднялись до фантастических уровней: свободные деньги в изобилии циркулировали по миру, и их владельцы охотно вкладывали средства в искусство. Но два последних аукциона крупнейших компаний «Сотби» и «Кристи» оказались катастрофическими. Непроданными остались многочисленные лоты, которые еще недавно не залеживались, несмотря на высокие цены.

Аналитики отмечают: цены на искусство идут в ногу с финансовым рынком, рынком недвижимости, продовольствия… Именно поэтому оба крупнейших аукциона намерены предложить продавцам, которые назначили предварительные цены за выставляемые лоты до нынешнего кризиса, снизить их на будущих продажах. При нынешних ценах продавать дорогостоящие экспонаты будет весьма непросто.

Крупнейший исследователь рынка роскоши — Bain & Company в новом ежегодном докладе предсказал резкое падение спроса на товары класса люкс. В 2008 году продажи элитных домов сократились с $ 225 миллиардов до $ 172 миллиардов. В новом году снижение продаж прогнозируется на уровне от 2 до 7 %. Кроме того, по данным совместного исследования Elite Traveler и Prince & Associates, 76 % семей с годовым доходом $ 1—10 миллионов заявили, что намерены тратить на предметы роскоши меньше.

Белорусский оптимизм

Белорусские продавцы модной одежды, антиквариата и произведений искусства не делают прогнозов на ближайшее время и отмечают: о существенных изменениях в работе говорить пока рано. По утверждениям сотрудников некоторых белорусских бутиков, оттока клиентов пока не произошло. Кроме того, по-прежнему продолжают закупаться в наших модных магазинах и москвичи. Однако большинство представителей «брендовых» магазинов и антикварных лавок ссылаются на конфиденциальность информации, из чего можно сделать вывод: видимо, торговля «супердорогим» идет не так уж и успешно.

В Москве и Санкт-Петербурге начинают закрываться некоторые магазины элитных торговых марок, резко снизились продажи и в московском ЦУМе. В свете последних событий белорусское население отдает предпочтение бытовой технике. Даже те, кто может себе позволить дорогостоящий телефон за несколько тысяч «зеленых» или картину модного художника, сейчас меняют свое отношение к роскоши. В конце концов, роскошь непрактична и функциональна и, кроме удовлетворения амбиций, не несет серьезной утилитарной нагрузки.

А вот арт-директор артхаус-галерии «Подземка» отмечает: несмотря на то, что по всему миру резко сокращаются объемы продаж на известных аукционах, в будущее все-таки хочется смотреть с оптимизмом. «Произведения искусства – это проверенные временем вложения, и всегда найдутся те, кто захочет сохранить деньги именно в таком виде. Наша галерея пока не почувствовала никаких изменений, и думать о плохом пока не хочется», — отмечает специалист.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter