"Блатная" нумерология

В известном советском анекдоте автомобиль с номером 1917 то и дело останавливали "гаишники", утверждая, что "где-то уже видели этот номер".
В известном советском анекдоте автомобиль с номером 1917 то и дело останавливали "гаишники", утверждая, что "где-то уже видели этот номер".С тех пор памятных дат прибавилось. Многое изменилось. Но остались люди, которые считают, что сочетанием цифр и букв на бампере по-прежнему можно особым образом воздействовать на подсознание автоинспекторов...

Хочешь узнать о хозяине "железного коня", посмотри ему (коню, конечно) "в зубы" - порой номер автомобиля может рассказать о его владельце больше, чем морщинки на ладони, кофейная гуща на блюдце, и даже час, день и год, когда хозяин поменял утробу матери на палату роддома.

Тут сам, бывало, завидишь издалека "мерс", несущийся и несущий перед собой круглые нули или счастливые семерки, и отдернешь ногу, уже занесенную над пешеходным переходом, - дорогу большому человеку! Что уж говорить о "гаишниках"! Совершенное владение автомобильной нумерологией - требование их профессии. А недальнозоркий и недальновидный может и по фуражке схлопотать, если тормознет не того.

Любопытную информацию прочитал недавно в киевской газете. Журналист пишет, что чудодейственная способность некоторых номеров избавлять водителя от любопытства блюстителей правопорядка быстро облетела местные гаражи и стоянки. Эпитет "блатные" к таким номерам приклеился не случайно: первыми свойство подметили "блатные" и быстро взвинтили цены на знаки-невидимки. Взвинтили также и количество совершаемых на дороге преступлений. Отчасти из-за существования этой негласной системы на дорогах Украины в прошлом году произошло 7 тысяч ДТП со смертельным исходом.

Выше всех, по сведениям украинских СМИ, в иерархии "крутости" стоят номера, зарезервированные за властными структурами. Чуть меньше котируются те, которые устанавливаются на машинах правоохранительных органов. Отдельные цифровые комбинации также дают право на "льготы".

Конечно, позволить себе это удовольствие могут только люди со связями и значительными финансовыми ресурсами. Как сообщает Би-би-си, взятка за VIP-номер, а также голубой или красный маячок, которые используют милиция или скорая помощь, в Украине может достигать 10 тысяч долларов...

Ну как такая информация может не заинтриговать? Разместив щепетильный вопрос о ценах на "блатные" номера на одном Интернет-форуме российских автолюбителей, я получил исчерпывающий и слегка обескураживающий прейскурант. Цены на отдельные пакеты (номер, неприкасаемая "корочка" и мигалка) опять же, если верить моим невидимым собеседникам, доходят до 40 тысяч "баксов".

Особенно актуальны "меченые" номера в больших городах типа российской и украинской столиц, где они, усиленные мигалками и специальными пропусками, помогают обладателю пролетать сквозь пробки или ехать на красный свет.

Вот что еще мне написали на e-mail мои информаторы. В Украине нелегальная система является секретом полишинеля. Гром грянул, когда недавно, выступая по телевидению, Леонид Кучма возмутился: мол, "блатные" водители "показывают какую-то бумажку и едут дальше! Все это устроило правительство!" Многие перекрестились, но было уже поздно. С президентской санкции на киевских дорогах была проведена облава.

Однако систему "блатных" номеров не так-то просто победить, тем более, сообщает Би-би-си, что Леонид Кучма, отменив одну, тут же ввел другую - для более узкого круга украинской элиты...

Проблема, видимо, забралась глубже, чем предполагает украинский президент. К "блатным" номерам тянется "блатная" сущность многих министров-капиталистов (очередность слов можно и поменять, сумма не изменится). Простому человеку эти привилегии ни к чему. Ну остановят, ну проверят - бояться-то все равно нечего. А вот кому действительно нужны спецсредства, так это криминалитету - ему есть что скрывать. Не стоит сбрасывать со счетов и не заглушаемое дорогой туалетной водой и ароматом сигар желание "понтануться" среди "братков". Это мнение, к слову, я вычитал на одном из упомянутых мною Интернет-форумов. Нашлись у скептиков "говорящих" номеров и другие аргументы. Как заметил один автолюбитель, "блатной" номер - приметный номер. Любой "гаишник" его век помнить будет, а неприметный через минуту забудет. Если, конечно, не запишет.

Уместно заметить, что, к примеру, водители секретной службы США имеют право нарушать тамошние ПДД лишь тогда, когда везут президента, вице-президента либо госсекретаря. А шоферам подразделения VIP-охраны французской жандармерии разрешено игнорировать светофор и дорожные знаки только в том случае, если пассажирами являются президент, премьер-министр, министры обороны и внутренних дел. Круг легальных нарушителей строго ограничен и во многих других странах, где на дорогах не выкидывают "блатных" номеров.

На Западе дорожный полицейский с чувством исполненного долга оштрафует любую знаменитость. За лихачество на шоссе в свое время отвечали и "золотая бутса" Великобритании Дэвид Бекхэм, и король Швеции Карл XVI Густав, и французский киноактер Жерар Депардье. Но больше всех, бесспорно, не повезло американской рок-диве Дайане Росс, которая за "пьяную" езду совсем недавно отсидела двое суток в настоящей, не голливудской, тюрьме.

Российские звезды привыкли откупаться песнями и плясками, а то и просто задушевным разговором с "гаишником". А теперь, когда в Москве появилась новая услуга - именные номера, инспектор уже издалека видит джип любимого с детства киногероя или кабриолет старлетки - объект обожания его десятилетней дочки. Правда, как показывает практика и показания самих знаменитостей, поименовавших свой автомобиль, останавливать после этого их стали только чаще - кто откажется от халявного диска, видеокассеты или автографа?

В России, в отличие, например, от США, именные номера пока не признаны официально и не заменяют государственные, но иметь их тем не менее становится все более престижно. Сия забава (никаких привилегий они не дают, потому как стоят всего-то тысячу рублей) популярна среди шоуменов и шоувумен. Ирина Аллегрова, Александр Буйнов, Лолита Милявская и еще пару десятков звезд привинтили к своим автомобилям такие таблички. И хотя производители предупреждают, что "носить" их нужно в комплекте с обычными номерами, этой рекомендации, как в общем-то и остальным правилам дорожного движения, следуют далеко не все.

Кстати, ни Александр Солодуха, ни Лариса Грибалева, ни кто-либо еще из плеяды белорусских звезд с именными номерами на дорогах страны замечены не были. Но вскоре выделиться смогут и они - в Беларуси тоже планируется ввести такие номера, разумеется, за деньги.

С тенью можно бороться только светом

Если задаться целью сломать устоявшуюся систему, то делать это, согласно революционному принципу, нужно изнутри. В этом смысле действенный способ борьбы с "блатными" номерами применили в Беларуси, как, впрочем, и в таких странах, как США или соседняя Литва. Сочетание цифр между фарами автомобиля поставили во вполне легальную зависимость от кошелька владельца транспортного средства. Попросту говоря, в 2002 году номера стали продавать. Желаешь себе номер 0001 или четыре семерки, или еще какую хитрую комбинацию - пожалуйста, выкладывай сумму, эквивалентную 200 долларам. Так моя знакомая - натура демоническая - получила возможность выделиться из автомобильной толпы тремя шестерками, а ее супруг, не наигравшийся в детстве в шпионов, был агентом по недвижимости, а стал агентом 007.

Начальник отдела регистрации минской автоинспекции Виктор Винничек рассказал мне, что таких номеров в Минске было продано около 500. Умножаем сумму на цену и получаем 100 тысяч долларов - хоть и не баснословное богатство, но приработок государству достойный.

Впрочем, постепенно интерес к особым сочетаниям цифр на номерах заметно поиссяк. Почему? Ответов может быть несколько. Возможно, дело в менталитете. Даже богатые белорусы предпочитают не выделяться, а уж обычного-то человека вполне удовлетворяют номера, выдающиеся ГАИ по порядку. Но не исключена и другая причина, на которую меня натолкнул разговор с Виктором Ивановичем. Если кто-то и верил в то, что способен впечатлить своим номером не только знакомых девушек, но и инспекторов на трассе, то быстро осознал свое заблуждение. Страховка в виде "красивостей" на бампере на стражей порядка не действовала.

Возможно, система "блатных" номеров не прижилась в Беларуси еще и потому, что у нас в стране для всех без исключения граждан существует единый стандарт номера - и для министра, и для тракториста. Единственное исключение - белые на красном номера транспорта органов внутренних дел. Однако и этому исключению уготована недолгая жизнь. Ожидающиеся в скором времени новые номерные знаки будут одинаковыми для всех. Как и Правила дорожного движения. Но это, впрочем, как всегда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter