Благоустройство за счет безработных

1,7 млрд рублей для создания рабочих мест потрачены неэффективно

Какие порой возводятся заборы при реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения

В Мурованском психоневрологическом доме-интернате, расположенном в Гродненском районе, решили поставить новый забор. Дело нужное. На установку его вокруг дома-интерната потратили 124,5 миллиона бюджетных рублей. Из них на зарплату безработным, привлеченным к этому труду, — всего лишь 6,1 миллиона. А вот на стройматериалы ушло 115,5 миллиона. То есть 92,8 процента выделенных средств. И только 5 процентов из них, как выяснилось в ходе проверки Комитета госконтроля, направлено по целевому назначению. То есть на реализацию мероприятий, предусмотренных Государственной программой содействия занятости населения на 2008 год.

Кстати, немалая часть средств, направляемых на организацию оплачиваемых общественных работ с целью временной занятости безработных, порой шла на закупку материалов. Например, в минувшем году четверть средств, предусмотренных в бюджете той же Гродненской области на проведение оплачиваемых общественных работ, израсходована на благоустройство домов-интернатов.

Проверка КГК показала, что Министерством труда и социальной защиты, облисполкомами и Мингорисполкомом, которые выступали в роли государственных заказчиков, не обеспечено полное выполнение Государственной программы содействия занятости населения, а также эффективное использование выделенных бюджетных средств. Из-за отсутствия четкой стратегии развития предпринимательства в областях и столице выделение бюджетных субсидий и ссуд не приводит к ожидаемым результатам.

Так, ООО «МегаБетон» (Брестская область) за счет бюджетной ссуды в размере 400 миллионов рублей создало 40 рабочих мест. Вроде бы благое дело, но, как выяснилось, 25 рабочих мест остались вакантными. На складе Сморгонского завода оптического станкостроения более полугода хранился комплект оборудования для производства топливных брикетов из древесных отходов стоимостью 280 миллионов рублей, оплаченный за счет ссуды, выданной на создание 19 рабочих мест. В итоге — неутешительная картина: на начало июля этого года не был обеспечен возврат бюджетных ссуд 72 организациями, просроченная задолженность которых составила 5608,4 миллиона рублей.

Мингорисполком, Брестский, Витебский и Гродненский облисполкомы не выполнили такой показатель, как компенсация затрат на приобретение специализированного оборудования для создания рабочих мест для инвалидов. Например, в Витебской области при задании создать для инвалидов 24 рабочих места в минувшем году их организовано только 15, но при этом израсходованы все 255 миллионов рублей, предусмотренные госпрограммой. Под видом создания рабочих мест для инвалидов организации фактически укрепляли свою материальную базу. Так, ОО «БелТИЗ» (Витебская область) компенсировало затраты на создание рабочего места секретаря-машинистки в сумме 6,1 миллиона рублей. За эти средства организация приобрела стол, шкаф, стул и канцелярские принадлежности.

При содействии безработным в организации малого бизнеса и индивидуального предпринимательства то и дело возникают, как в Мурованском доме-интернате, заборы и различные барьеры. А часть безработных, которым была оказана финансовая поддержка для организации предпринимательской деятельности, длительное время ею не занимались. В Новогрудском районе из 24 безработных, получивших субсидии и ссуды в прошлом и начале нынешнего года, шесть человек на момент проверки вообще не занимались предпринимательством. Тривиально проедали полученные немалые деньги, 25,2 миллиона рублей.

Действующим положением о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности не оговорен срок, в течение которого безработный, получивший государственную поддержку, обязан приступить к работе. Кроме того, не установлена ответственность граждан, не желающих после получения соответствующих средств, не на бумаге, а на деле становиться на предпринимательскую стезю. Этими двумя обстоятельствами и пользуются некоторые ловкачи. Естественно, следует поставить нормативно-правовой заслон, который позволит в дальнейшем более эффективно использовать государственные средства.

К такому выводу пришла коллегия Комитета государственного контроля Беларуси, рассматривая результаты проверки эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год. Всего по результатам проверки выявлено использование не по целевому назначению бюджетных средств на сумму 95 миллионов рублей (на конец июля с.г. восстановлено 90 миллионов), а также неэффективное использование более 1,7 миллиарда рублей. К административной ответственности привлечены два юридических лица и 21 физическое, к дисциплинарной — 37 должностных лиц, в том числе один работник освобожден от занимаемой должности.

Коллегия КГК высказала свои претензии в адрес Министерства труда и социальной защиты, облисполкомов и Мингорисполкома, призвав их в полном объеме выполнять мероприятия госпрограммы, усилить контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств. Правительству предложено внести ряд изменений в Положение о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, а также в Положение о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности. Нет сомнений в том, что выполнение этих требований поспособствует тому, что появится больше реальных, а не умозрительных рабочих мест. Будут оплачиваться непосредственно общественные работы, организованные для тех, кто остался не у дел, и не станут проводить благоустройство чьей-то территории, приобретать стройматериалы и оборудование за счет безработных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter