Социальное мышление: социологи — о благосостоянии, политике и СМИ

Благосостояние, политика и доверие к СМИ в зеркале социологии

Очередной блок результатов республиканского опроса общественного мнения «Социальное мышление», проведенного в преддверии VI Всебелорусского народного собрания, опубликован заказавшим это исследование Белорусским телеграфным агентством. Предлагаем вашему вниманию эти результаты и оценки им, данные ­БЕЛТА директором аналитического центра EcooM Сергеем Мусиенко, а также опрошенными газетой «СБ. Беларусь сегодня» другими участниками проведения опроса.

Фото  БЕЛТА

Истина познается в сравнении


Как видно из приведенных инфографик, по результатам социсследования, материальное положение за последний год не изменилось у 29,2 % белорусов. Улучшилось и немного улучшилось — у 14,9 %. И на этот факт Сергей Мусиенко обращает особое внимание:

— Это в ковидный год! Стоит Европа, локдауны, люди сидят по домам, не работают. У нас считают, что материальное положение улучшилось и немного улучшилось около 15 % населения. Надо учесть, что это при опросе практически 10 тысяч человек. Это очень серьезная цифра. И то, что не изменилось, — тоже высокая цифра. И это, конечно, приятно.

В принципе, это отвечает происходящему, потому что мы, по большому счету, не увидели в своей жизни каких-либо кардинальных изменений, рассуждает аналитик:

— Мы не ощущаем того, как сегодня живет Европа. Там, если хочешь выехать из дому, надо в полицию СМС отправить, и тебе разрешат. Хочешь сходить в магазин за носками — надо записаться, тебе по спискам и по времени разрешат войти. Надо брать разрешение сходить в поликлинику, аптеку. Мы так не живем. И те люди, которые говорят про ухудшение, не понимают, как это бывает на самом деле. Просто надо ставить камеры в Брюсселе, Берлине. Снимать жизнь города, а потом транслировать на экранах наших городов. Так и в обратную сторону — показывать нашу жизнь и дороги, полные машин. Там этого нет. Когда людей без масок бьют по голове — для нас это дико, а там это норма. Итальянцы хотят на отдых в Беларусь, в наши санатории. Ведь люди уже 9—10 месяцев находятся в изоляции и под тотальным контролем.
Республиканский опрос общественного мнения «Социальное мышление» проводился по заказу ­БЕЛТА с 12 января по 8 февраля 2021 года аналитическим центром ЕсооМ с привлечением фонда «Украинская политика» и во взаимодействии с аккредитованными в Беларуси социологическими центрами. С использованием бумажных анкет и планшетов опрошено 9896 респондентов в 108 населенных пунктах всех регионов Беларуси с соблюдением принципа репрезентативности для граждан от 18 лет по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Помимо заполнения формализованных анкет, перед интервьюерами ставилась задача изучения запросов и ожиданий общества, сбора предложений населения по совершенствованию политики государства в различных сферах. Акцент делался на открытых вопросах, позволяющих максимально учесть личную точку зрения респондентов. 

Открытый вопрос

Респондентам также предлагалось ответить на открытый вопрос: если ваша жизнь ухудшается, кто в этом виноват? Комментируя полученные результаты, Сергей Мусиенко заметил, что у 32,8 % опрошенных ответа на этот вопрос не нашлось:

— Косвенно это говорит о том, что жизнь и не ухудшается. Этого вопроса для людей не стоит. И виноваты мы сами — ответили 16,9 %. Это, конечно, обращает на себя внимание. Потому что 25 лет назад мы считали, что это государство перед всеми виновато, а только не мы. То есть этот ответ свидетельствует о том, что изменилось социальное мышление, происходят глобальные сдвиги.
Руководитель ЕсооМ также подчеркнул тот факт, что государство в своих бедах традиционно винят 7,4 % опрошенных. В то же время политическую оппозицию — уже 7,3 %. И этот показатель растет, что аналитик считает вполне естественным, учитывая поведение оппозиции:

— Ее призывы ухудшить нашу жизнь поняты людьми: крики о том, что надо остановить предприятия, надо сделать нам хуже, санкции ввести. А против кого санкции? Против нас? Вербальная экономическая интервенция с отрицательным результатом! Чем больше эта прослойка политической оппозиции будет заниматься подобными вещами, этот процент будет расти.


Сергей Мусиенко указывает на еще один важный момент:

— Вина на органы местной власти возлагается 1 % белорусов, на предпринимателей — 0,2 %. Мы сразу говорим: виновато государство, Президент. А ты посмотри вокруг себя, на свое предприятие, свое окружение. То есть мы сразу переносим на очень высокий уровень. Кран протек — так сразу писать Президенту. Не убрали во дворе — возьми лопату, метелку и убери сам. Нет, это власть виновата. И вот этот огромный разрыв, что практически 17 % возлагают вину на себя, а вот про предприятия, местную власть как-то особо не вспомнили. Такое ощущение, что их не видно, не слышно. Чуть что, сразу Президент или государство в целом. Но в чем они провинились, в чем эта вина? Очень серьезный вопрос. И то, что олигархи и мафиози получили по 0,1 %, тоже очень показательно. Если взять страны-соседи — Россию, Украину, то ответ будет совершенно другой, это же открытый ответ. Но нет у нас олигархов, и мафия не мешает.

Ответственный подход и опора на собственные силы


Если в ближайшем будущем экономическая ситуация ухудшится, то 63,5 % белорусов отметили, что будут самостоятельно искать путь улучшения своей жизни. И это обстоятельство Сергей Мусиенко считает знаковым:

— Это тот вопрос, на который обратил внимание Президент, когда выступал на Всебелорусском народном собрании. Он по памяти эту цифру привел. Она на самом деле обращает на себя внимание и запоминается. И это огромный успех, на мой взгляд.
То есть люди осознают, что многое зависит от каждого лично. И это уже очень высокий процент. Значит, развитие государства и общества идет в правильном направлении. Люди все больше понимают, что им не надо просто сидеть и терпеливо ждать лучших времен.
Также аналитик выделил тех, кто заявил в опросе, что станет участником экономических забастовок (1,1 %), политических стачек (0,3 %) или примкнет к организации, добивающейся смены власти путем выборов (4,6 %):

— Я люблю такого рода вопросы, потому что они косвенно дают ответ о той группировке, которая оппозиционно мыслит и хочет смену режима или формы правления страной. Фактически это ответ о ядре — примерно 6 % — активных сторонников не совсем правильных каких-то изменений.

Вопрос классический: что делать?

На вопрос: что необходимо для разрешения проблем, стоящих перед белорусским обществом сегодня, — поступило около 2 тысяч ответов, сообщил Сергей Мусиенко. Отмечая, что вопрос этот в анкете был открытым, а потому весьма трудоемким к обработке, аналитик прокомментировал некоторые ответы:

— Ответ — достойная оплата труда — 7,2 %. А насколько она недостойная? Ведь во многом ты работаешь — ты и получаешь. В сравнении с многими странами мы получаем достойно. Пусть это и меньше, но меньше платим и за коммунальные услуги. Или бесплатная медицина, которая перекрывает это все.

Диалог с властью и умение находить компромисс в качестве способа решения указали 4,8 % опрошенных, на что директор ЕсооМ сказал:

— Это вопрос к тем, кто не хочет его находить, кто выходит на дорогу, когда ты после работы не можешь ребенка забрать из садика или свое время нормально провести в субботу. Люди сами замечают, что умение находить компромисс обоюдоострое.

Не только власть должна его искать, но и противная сторона. 3,9 % хотели бы остановить массовые протесты. 2,6 % считают национальное единство важным фактором, на который следует обратить внимание.
За изменение формы правления в сторону парламентской республики выступают 0,7 % опрошенных. Вернуться к Конституции 1994 года пожелали только 0,2 % белорусов.

— Мы ее не пересматриваем кардинально, и это соответствует запросу общества. Это видели и из других ответов. Да, какая-то корректировка, все-таки четверть века прожили. Но опять же спокойно, с привлечением максимально возможного количества экспертных мнений, — отметил руководитель EcooM.

О соседях — по существу

Также респондентам предлагалось оценить действия стран и объединений по отношению к событиям в Беларуси.

— 56,1 % белорусов считают, что отношения с Россией развиваются положительно и скорее положительно. И это объективно отвечает ситуации, потому что мы видим поддержку со стороны России. Скорее отрицательно и отрицательно — невысокий показатель — 9 % и 7,5 % соответственно, — говорит Сергей Мусиенко. — Это показательно. Что очень сильно отличается в целом от отношения к действиям Европейского союза. Заметьте, отрицательно и скорее отрицательно практически 40 % — при 30 % затруднившихся и только положительно — 7,3 %. Конечно, действия США еще меньше положительно и скорее положительно оценивают — 11,6 %. Потому что та политика, которую они проводят, большей частью общества не понимаема.

И это кардинально тоже отличает отношение к позиции Китая, добавляет эксперт:

— Более 45 % считают ее положительной. Это сопоставимо с Россией. Отдельно стоят страны Балтии. И в целом, и по отдельности их оценка очень низкая. Положительно их позицию оценивают только 4,6 % тех пресловутых, о которых мы говорили. Скорее положительно — 8,5 %. Позицию Польши население также четко понимает. В Украине и Великобритании также превалирует отрицательная цифра. Значит, когда страны занимают какую-то антипозицию, непонятно почему, это люди замечают, это не проходит незамеченным. Вы позволяете себе плохо относиться к нашей стране — и мы это видим. Оценка людей насчет этого однозначна.

Новости медийной среды

Еще один важный блок социсследования касается СМИ. И здесь, к слову, у интервьюеров возникли некоторые вопросы к опрашиваемым, отметил Сергей Мусиенко:

— При проведении этого блока опроса мы столкнулись с интересной вещью, которую изначально не учли даже при формулировке этих вопросов. Происходит развитие и интеграция коммуникаций. Условно говоря, YouTube — кто в этом раскладе? К нему обращаются часто и подписаны на нем, скажем, на то же телевидение. Возникает дилемма: что они смотрят в этот момент? Это не социальные сети и не информационные и новостные сайты, не мессенджеры. Раньше этого явления не было, но сейчас телеканалы, как и другие СМИ, есть в Telegram, соцсетях. Люди на них подписаны, происходит смешение различных форм подачи контента. Думаю, что это надо будет обсуждать, этот вопрос выяснять со специалистами СМИ.


Как белорусы ответили на вопрос, какие источники информации вы используете, видно из инфографики. Директор аналитического центра акцентировал внимание еще на одном аспекте опроса — достоверности, оперативности и актуальности таких источников:

— Показательный вопрос. Посмотрите, оперативность: социальные сети — 39 %, мессенджеры — 37,2 %. Но достоверность соответственно 19,2 % и 15,4 %. А печатная пресса пользуется большим уважением и доверием — 37,8 %. Потому что это (информация в ней. — Прим. ред.) проходит через сито «редактор — замредактора — выпускающий — корреспондент — корректоры». А в мессенджере кто за этим следит? Скорость есть, но что дальше? То есть ты можешь быть подписан на десяток таких каналов, но насчет их достоверности у тебя очень большие вопросы.

Выделил Сергей Мусиенко и аспект актуальности:

— У социальных сетей — 24,1 %, телевидения — 34,8 %, информационных и новостных сайтов — 33,6 %, печатной прессы — 35,4 %. В принципе они доверием пользуются. Что касается радио — затруднилось ответить 45,6 %. То есть или не слушают вообще, или слушают какую-то музыкальную волну, которая не является источником информации. Мы видим те процессы, которые происходят на наших глазах, и из нашей жизни радио уходит. Хотя мы замечаем, что радио делает эфиры и выкладывает видео в сеть. И они уже становятся тоже информационно-новостными сайтами. Возможно, за счет этого оно и имеет такую существенную долю.


Комментируя данные относительно источников получения информации, руководитель ЕсооМ констатировал:

— Люди заметили изменения в подаче политических передач, новые лица, которые появились. Все это, скорее всего, сыграло свою роль. Да, политика может уйти с первого места и там останутся происшествия. Но, заметьте, сейчас такая ситуация. В печатной прессе тоже с отрывом медицина и политика.










КОММЕНТАРИЙ 

Александр Посталовский, ведущий научный сотрудник Центра социологических и политических исследований БГУ:

— Прежде всего обращает на себя внимание такой показатель, как оценка гражданами своего благосостояния в минувшем году. Почти 30 % населения отметили, что их экономическое положение не изменилось. Учитывая ситуацию пандемии, непростые внутриполитические аспекты в нашей стране и наблюдаемые в мире процессы экономической турбулентности, эти цифры говорят о том, что государство продолжает эффективно поддерживать курс на стабильность, в результате чего положение дел в экономике не вызывает проблем у населения.

В тренде находится Беларусь и по ситуации со средствами массовой информации: данные исследования выявляют общемировой процесс цифровизации и конвергенции национальных медиа. Да, традиционные СМИ уступают в популярности мессенджерам и социальным сетям, но по показателям достоверности информационного контента традиционные СМИ удерживают позиции — в силу профессионализма их журналистов. В сетевых же ресурсах далеко не всегда имеет место качественный информационный контент, что создает поле для формирования фейк-ньюз.

Светлана Винокурова, первый проректор Белорусской государственной академии искусств, социолог, профессор:

— После того как будут опубликованы все данные этого масштабного социологического исследования, ими можно будет пользоваться как материалом для научного анализа. Пока же мы имеем возможность лишь фрагментарно оценить полученные результаты, поэтому говорить можно лишь о предварительных выводах. Но только взвешенная оценка может давать истинный результат. Простой пример: в 2019 году в Беларуси было приобретено около 75 тысяч автомобилей. Но если в 2020-м опросить этих покупателей, некоторые могут отметить ухудшение своего благополучия, ведь автомобиль требует дополнительных расходов — на топливо, стоянку или гараж, обслуживание. Точно так же получившие годом ранее жилье начали обставлять квартиру — и могут почувствовать нехватку денег. Поэтому спешить с выводами, тем более негативными, я бы не стала. Хотя некоторые уже можно назвать. Результаты исследований высвечивают интегративную личность белоруса как человека, который уверен в себе. И в случае гипотетического временного ухудшения ситуации он не будет искать виноватого, а найдет силы самостоятельно что-то делать. То есть белорусы настроены оптимистично, причем не как терпеливые люди, а именно как люди активные и уверенные в будущем. И имеющие внутренние возможности для повышения своего благополучия.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter