Почему сегодня так сложно быть школьным учителем

Благословите учителя

Как сделать так, чтобы учителю работалось легче? Этот вопрос будоражит умы последние десятилетия. Престиж профессии, уважение учеников, достойная заработная плата — три составляющие успеха. Но это в теории. На практике, как в басне Крылова, зачастую они разлетаются в разные стороны, оставляя главную проблему на месте.

Фото denney.livejournal

Во времена советской школы, где было тоже много неидеального, тебя могли наказать, стукнуть указкой по рукам. Правильно это? Вряд ли. У хорошего учителя всегда была в запасе поучительная история. Слово, после которого становилось стыдно. И многие виртуозно этим словом владели. Сегодняшний педагог вряд ли рискнет наказывать ученика не только физически, но и вербально — время другое. А вот ученик, и это, увы, случается, вред взрослому может нанести. И порой серьезный. Но ведь, если разобраться, эти дети – не разбойники с большой дороги, а воспитанники этих же преподавателей. Выходит, недоглядели? Получается замкнутый круг. Хотя ведь есть среди педагогов и те, кто рассуждает так: а зачем расценивать свое ремесло вне рамок школьной программы, если за это так мало платят?

Как бы это громко ни звучало, хороший учитель — не профессия, а образ жизни. Хороший педагог и из другого города в любимую школу на велосипеде поедет, и после уроков с отстающими ребятами останется. Не потому, что кто-то ему об этом сказал, а потому, что ему не все равно, что кто-то не понимает его любимый предмет. «Школа лечит», — сказала однажды учитель начальных классов одной из школ Минска Людмила Липень, вернувшись после тяжелейшей операции на работу. Потому что соскучилась. Встала у доски и забыла о проблеме. А до ученика, на первый взгляд даже самого безнадежного, можно и нужно достучаться. Зачем? Да потому что нельзя по-другому.

От старшего поколения зачастую приходится слышать: умирает школа. Нет тех самых увлеченных, влюбленных в работу педагогов. Или почти нет. Таких, которые бы боролись за каждого ученика. И благодаря которым те самые ученики, и таких случаев история знает немало, не стали воспитанниками колоний. Потому что настоящий учитель больше чем просто лектор. Это наставник, защитник, старший брат, который и в обиду не даст, но и учиться потребует. А такая работа не для всех.

Так, может, дело в возрасте? Тоже вряд ли. И сегодня встречаются педагоги-самородки, как историк Виктор Жук, носящий звание «Учитель года-2014». Приходя на его урок, забываешь о времени. Он хорошо знает, что безразличия отношения педагог — ученик не терпят. А потому к уроку готовится, используя все возможные, в том числе мультимедийные средства. Но молодежь чаще идет самым простым путем, говорят эксперты: учебник и учебное пособие — вот их «волшебные палочки». А ведь их ученик и сам прочитать может. Зачем ему идти на урок? Зачем готовиться, если и учитель не готов?

Педагогические профильные классы и педвузы заняты поисками новоиспеченных Макаренко или Сухомлинских. Хочется верить, что все у них получится. Но мы снова возвращаемся к престижу, уважению и заработной плате. Зарплату в ближайшее время обещают повысить. А вот, пожалуй, первые два пункта в списке – за самими педагогами. Через любовь к предмету, ученикам, своему делу. Через творчество. Родители? Конечно, некоторых самих нужно воспитывать. Но ведь уважение, даже учителю, нужно заслужить.

Например, у учителя младших классов одной из школ Минска Николая Шавловского проблем с родителями не было и нет. Хотя, он признает, времена изменились: «Я не ощущаю какого-то снисходительного отношения к себе или того, что я кому-то что-то должен. Родители меня всегда поддерживают во всех начинаниях». Чего ему стоило заслужить любовь детей и взрослых? Не только знать каждого по имени, но и с каждым поговорить, кого-то поддержать, кого-то настроить, каждому улыбнуться. Вот так сложно и просто.

veraart14@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter