Благословите учителя

Почему сегодня так сложно быть школьным учителем

Как сделать так, чтобы учителю работалось легче? Этот вопрос будоражит умы последние десятилетия. Престиж профессии, уважение учеников, достойная заработная плата — три составляющие успеха. Но это в теории. На практике, как в басне Крылова, зачастую они разлетаются в разные стороны, оставляя главную проблему на месте.

Фото denney.livejournal

Во времена советской школы, где было тоже много неидеального, тебя могли наказать, стукнуть указкой по рукам. Правильно это? Вряд ли. У хорошего учителя всегда была в запасе поучительная история. Слово, после которого становилось стыдно. И многие виртуозно этим словом владели. Сегодняшний педагог вряд ли рискнет наказывать ученика не только физически, но и вербально — время другое. А вот ученик, и это, увы, случается, вред взрослому может нанести. И порой серьезный. Но ведь, если разобраться, эти дети – не разбойники с большой дороги, а воспитанники этих же преподавателей. Выходит, недоглядели? Получается замкнутый круг. Хотя ведь есть среди педагогов и те, кто рассуждает так: а зачем расценивать свое ремесло вне рамок школьной программы, если за это так мало платят?

Как бы это громко ни звучало, хороший учитель — не профессия, а образ жизни. Хороший педагог и из другого города в любимую школу на велосипеде поедет, и после уроков с отстающими ребятами останется. Не потому, что кто-то ему об этом сказал, а потому, что ему не все равно, что кто-то не понимает его любимый предмет. «Школа лечит», — сказала однажды учитель начальных классов одной из школ Минска Людмила Липень, вернувшись после тяжелейшей операции на работу. Потому что соскучилась. Встала у доски и забыла о проблеме. А до ученика, на первый взгляд даже самого безнадежного, можно и нужно достучаться. Зачем? Да потому что нельзя по-другому.

От старшего поколения зачастую приходится слышать: умирает школа. Нет тех самых увлеченных, влюбленных в работу педагогов. Или почти нет. Таких, которые бы боролись за каждого ученика. И благодаря которым те самые ученики, и таких случаев история знает немало, не стали воспитанниками колоний. Потому что настоящий учитель больше чем просто лектор. Это наставник, защитник, старший брат, который и в обиду не даст, но и учиться потребует. А такая работа не для всех.

Так, может, дело в возрасте? Тоже вряд ли. И сегодня встречаются педагоги-самородки, как историк Виктор Жук, носящий звание «Учитель года-2014». Приходя на его урок, забываешь о времени. Он хорошо знает, что безразличия отношения педагог — ученик не терпят. А потому к уроку готовится, используя все возможные, в том числе мультимедийные средства. Но молодежь чаще идет самым простым путем, говорят эксперты: учебник и учебное пособие — вот их «волшебные палочки». А ведь их ученик и сам прочитать может. Зачем ему идти на урок? Зачем готовиться, если и учитель не готов?

Педагогические профильные классы и педвузы заняты поисками новоиспеченных Макаренко или Сухомлинских. Хочется верить, что все у них получится. Но мы снова возвращаемся к престижу, уважению и заработной плате. Зарплату в ближайшее время обещают повысить. А вот, пожалуй, первые два пункта в списке – за самими педагогами. Через любовь к предмету, ученикам, своему делу. Через творчество. Родители? Конечно, некоторых самих нужно воспитывать. Но ведь уважение, даже учителю, нужно заслужить.

Например, у учителя младших классов одной из школ Минска Николая Шавловского проблем с родителями не было и нет. Хотя, он признает, времена изменились: «Я не ощущаю какого-то снисходительного отношения к себе или того, что я кому-то что-то должен. Родители меня всегда поддерживают во всех начинаниях». Чего ему стоило заслужить любовь детей и взрослых? Не только знать каждого по имени, но и с каждым поговорить, кого-то поддержать, кого-то настроить, каждому улыбнуться. Вот так сложно и просто.

veraart14@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
пенсионер, за 60, Россия
В теории чисел есть анализ численного ряда. Это когда из ряда и дальнейших расчетов выбрасываются  самое большое и самое маленькое значения. А приведенная статья как раз и базируется на этих экстремумах. Либо супер, либо никак. Макаренко и Шавловский это не среднеарифметический учитель. А вот проблемы последних, автора как раз и не интересуют. Как будто у учителей нет семьи, нет детей, наконец, они хотят и имеют право выглядеть не хуже других женщин. А автору очень хочется, чтобы учитель из кожи вылазил, чтобы донести оболтусу, которому ничего не надо,  минимум необходимых знаний. При этом забывая, что основная нагрузка должна быть в семье. Не дело учителя заниматься воспитанием и перевоспитанием. Тот же Макаренко, он перевоспитывал малолетних преступников. Что же автор приравнивает сегодняшнюю молодежь к беспризорникам? Есть еще один аспект. Это внутри школьные взаимоотношения  между учителями, между руководителями школ и руководящими инстанциями. Не вдаваясь в подробности скажу, что в них-то вся собака и зарыта. Учитель совсем не то, что описано в статье - хочу ворочу, хочу нет. Деятельность его строго, даже очень строго регламентирована. Особенно сложно учителю в эпоху перемен, когда политики заставляют учителя лавировать. А дети все это прекрасно видят. А что не увидят, так родители подскажут. Они ведь очень любят переложить свои проблемы на школу, видимо, по привычке.  
пенсионер, за 60, Россия
В теории чисел есть анализ численного ряда. Это когда из ряда и дальнейших расчетов выбрасываются  самое большое и самое маленькое значения. А приведенная статья как раз и базируется на этих экстремумах. Либо супер, либо никак. Макаренко и Шавловский это не среднеарифметический учитель. А вот проблемы последних, автора как раз и не интересуют. Как будто у учителей нет семьи, нет детей, наконец, они хотят и имеют право выглядеть не хуже других женщин. А автору очень хочется, чтобы учитель из кожи вылазил, чтобы донести оболтусу, которому ничего не надо,  минимум необходимых знаний. При этом забывая, что основная нагрузка должна быть в семье. Не дело учителя заниматься воспитанием и перевоспитанием. Тот же Макаренко, он перевоспитывал малолетних преступников. Что же автор приравнивает сегодняшнюю молодежь к беспризорникам? Есть еще один аспект. Это внутри школьные взаимоотношения  между учителями, между руководителями школ и руководящими инстанциями. Не вдаваясь в подробности скажу, что в них-то вся собака и зарыта. Учитель совсем не то, что описано в статье - хочу ворочу, хочу нет. Деятельность его строго, даже очень строго регламентирована. Особенно сложно учителю в эпоху перемен, когда политики заставляют учителя лавировать. А дети все это прекрасно видят. А что не увидят, так родители подскажут. Они ведь очень любят переложить свои проблемы на школу, видимо, по привычке.  
Александр,53,Бобруйск
А давайте скажет по иному,что хороший хоккеист,не профессия,а образ жизни и платить соответственно так хоккеистам, как сейчас платят учителям,а учителям станем платить так,как сейчас получают хоккеисты минского Динамо!? Что,согласны с моим тезисом!? Алаверды.
Дмитрий
Уже давно пишу, но как горох о стену.
Профессию Учителя надо приравнять к офицерскому составу.
С четкой линейкой званий, выслуги и пр. И по зарплатам один в один.
Я понимаю, что выгодно держать Учителя в "черном" теле и ссылаться на то, что зарплата - не главное, патриотизм и пр.
Господа чиновники, Учитель - это такой же защитник Родины.
И даже больше, чем некоторое офицерьё просиживающее штаны.
И дать Учителю и паёк, форму или доплату на два костюма, если надо в каких нибудь деревнях.
Они же бедные годами ходят в одном и том же. Глаза разуйте или стекла толстые, как жир на пояснице?
Даже у железнодорожника и прокурора есть форменка...
Учителю - золотые погоны на белый китель.
Носить - не обязательно. Можно только на торжественные мероприятия.
Но традиция, ритуал, звание, достоинство - дорогого стоит.
Молодой учитель - всё то же самое, как для лейтенанта.
Директор  школы - не ниже по званию подполковника.
И всё понятно и логично тогда в этой цепочке.
А самое главное ПРИРАВНЯТЬ к военнослужащим, что бы при переподготовке офицеру (!) при переходе в школу шла та же самая выслуга и всё прочее.

Только всё это пустое.
Наш учитель - это для затыкания дыр с воззваниями и декларациями....
пенсионер Дмитрию, за 60, Россия
Красивая форма, это хорошо. Но армейская червоточина вроде дедовщины, она ведь тоже присуща государевым служащим, коими являются педагоги. Чаще их тяготит не маленькая зарплата, а то же, что и в армии "служить бы рад, прислуживаться тошно". Это не только пресловутые проценты, но и отношения школа - родители. К примеру, моя супруга очень мечтала быть школьным учителем. В университетской дипломной работе она разработала научную программу методики изучения предмета. Однако, ей хватило трех лет, чтобы изменить свои устремления. А переломным моментом послужило то, что директор школы, заслуженная, лауреат всевозможных званий, потребовала от нее, чтобы она исправила годовую оценку отпрыску какого-то большого начальника. Она отказалась, тогда директор сделала это сама. Можете представить степень унижения простого преподавателя. Если чей-то отпрыск может унизить учителя, то кто же его будет уважать после этого. Свою преподавательскую деятельность моя супруга продолжила в других учебных заведениях, другого уровня, где более серьезные учащиеся. Многие годы работала главным методистом предметником министерства среднего образования. Сейчас она преподает в университете. Она до сих пор уверена, что более бесправного и зависимого специалиста, как школьный учитель не найти. К примеру, большинство опытных учителей в России четко представляют какой вред принес ЕГЭ, но кто их спрашивает? Все решают политики. Вместо думающего ученика получили натаскивание и зубрежку, а, в конечном итоге, худшие знания и нежелание учеников расширять свой кругозор. Какое же может получить удовлетворение при этом опытный учитель?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?