Обзор самых интересных эфиров за неделю

Благочестивый март

«Восхождение» по мукам — Тамбовский волк Смирнову товарищ — Есть только миг — Ей насыпали в бокальчик

От мартовских юбиляров глаза разбегаются. Кому петь осанну? Все как на подбор — яркие, самодостаточные, талантливые. И каждому есть что рассказать о себе, у каждого свои творческие победы, драмы, душевные обиды. Но объединяет их всех какая–то сила характера и железная воля. Видимо, пора пробуждения природы к жизни наложила отпечаток и на внутренних качествах тех, кто рожден в марте. Сяду, как мартовский заяц в сказке Кэрролла, за стол и приму участие в этом безумном весеннем чаепитии.

70–летие Владимира Гостюхина отметили широко. Как настоящей медиазвезде актеру устроили праздничный вечер в студии программы «Сегодня вечером». Гонором наполнилось сердце, когда в вечернем прайм–тайме зазвучала не привычная «ВИА Гра» или Полина Гагарина, а наши Александр Тиханович и Ядвига Поплавская с бессмертной «Завiрухай». Знай наших! Все гости пустились в пляс. А звездная парочка как всегда оказалась на высоте.

Телеканал «Культура» показал программу «Острова» к юбилею Гостюхина и одну из лучших картин в богатой фильмографии — «Смиренное кладбище». Живой портрет получился и у авторов телеочерка «Она его за муки полюбила...». Приятно было видеть в кадре и минский проспект Независимости, и киностудию «Беларусьфильм», и коридоры Театра–студии киноактера, кадры из спектакля «Миленький ты мой», в котором Владимир Васильевич играет вместе с супругой Аллой Пролич уже двадцать два года подряд. Показали и уютную дачу актера в 180 километрах от Минска.

В юности Гостюхин, оказывается, жил в одном доме с Владимиром Мулявиным в Свердловске, но познакомились они только тридцать лет спустя уже в Беларуси, ставшей им вторым домом. Не верится сегодня, но после окончания ГИТИСа Гостюхина не пригласил ни один столичный театр, и он работал реквизитором в театре Советской армии. Режиссер Борис Морозов первую главную роль в спектакле «Неизвестный солдат» предложил ему только спустя четыре года работы в реквизиторской. Да и то случайно: однажды спектакль был на грани срыва — подвел исполнитель.

На Берлинский кинофестиваль с фильмом «Восхождение», который потом получил главный приз — «Золотого медведя», актера не пустили, но слова режиссера Копполы о его игре передали: «Неужели этот актер еще жив? Так играть на грани жизни и смерти — нельзя».

Таким же целостным и волевым показался актер и режиссер Андрей Смирнов. Фильм «Осень» при очередном просмотре навел на мысль, что теперь так страстно и искренне о любви зрелых и несвободных людей уже не снимают. Чаще скатываются в какую–то сериальную пошлятину. Документальный очерк «Под говор пьяных мужичков» вернул к периоду съемок исторической драмы Смирнова «Жила–была одна баба», проходивших в Тамбовской области. Смирнов вспоминал, как его фильмы «Ангел» и «Верой и правдой» кромсала советская цензура, а колоритные деревенские мужики, сидя на лужайке, рассуждали о вечных материях и ставили неутешительный диагноз русской деревне. Всю жизнь прожили в ней, говорят, тут и помирать.

Композитор Александр Зацепин, наоборот, всегда стремился к заоблачным высотам и красивой жизни. Как–то довелось с маэстро быть в одной творческой поездке в Полоцк. Был он сдержан, сух и держался на дистанции. Зацепил в документальном фильме «Мне уже не страшно...» один повторяющийся момент: композитор всегда ревностно относился к чужому успеху. Скажем, напрягся, когда в «Землю Санникова» на роль Даля пробовали Высоцкого. Мол, зачем? Ведь он же со своими песнями придет! Втиснула три свои песни в фильм «Женщина, которая поет» Пугачева, выдавая их за произведения некоего Бориса Горбоноса — разорвать отношения! Заменили мою музыку музыкой Эннио Морриконе в международном прокате «Красной палатки»? Караул! Тут уж полная моральная и профессиональная катастрофа. Хотя другой бы гордился. По комическим мотивчикам и песням из комедий Гайдая, мюзикла «31 июля» и не скажешь, что Александр Сергеевич так эгоцентричен. Вспомнилась давнишняя шутка, бродившая в Белорусском союзе композиторов: «Человек человеку — композитор».

То ли дело Ирина Алферова. К чужим успехам всю жизнь относилась спокойно, несла себя красиво, песен не писала. В фильме–портрете «С тобой и без тебя...» почти никто слова дурного о ней не сказал. Хотя было всякое, брак и развод с Александром Абдуловым, совместная работа в картине «С любимыми не расставайтесь» и в сериале «Капкан», скандальный уход из «Ленкома». Алферова — красавица, играющая в театре и сегодня. Убедиться в этом сможете сами: 28 марта Ирина Ивановна сыграет в Минске спектакль «Самая–самая», поставленный Игорем Бочкиным.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 50 (24932). Пятница, 18 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter