Благо творите ли?

Ребята из детских домов нуждаются не столько в подарках, сколько в участии
Ребята из детских домов нуждаются не столько в подарках, сколько в участии

...Новый год, а в одном из приютов Минска нечем было даже елку нарядить, дети в цирк ни разу не ходили. «Давайте поможем, — написала на интернет–форуме девушка. — Если скинемся по 20 тысяч, то спокойно осилим и билеты в цирк, и игрушки». Отозвались люди самых разных профессий и достатка — от домохозяек и студентов до финансовых директоров, архитекторов, юристов, программистов и банковских работников. И оказалось, от этого ресурса, который можно обозначить как «помогу, чем смогу», пользы порой больше, чем от иных благотворительных организаций.

Было это два года назад, но та первая спонтанная акция так вдохновила ребят с форума, что они решили свои благие порывы не гасить. Стали обзванивать детские дома, приюты по списку и спрашивать, в чем они нуждаются. Выяснилось, что никто не бедствует, но иногда не хватает самого элементарного. Колготки, носки, заколки, резинки... Вроде мелочь, но нужно–то по 70 пар — сумма приличная набегает. Опять же витамины, стиральный порошок, крем для обуви... Или, скажем, очки: дети–то маленькие — оправы постоянно ломаются. А ящик мороженого купить — ерунда, а для ребятишек — праздник!

В минском детском доме № 6 первое, что предложили, — свозить детей в «МакДональдс»: мол, спят и видят. А заодно экскурсию по Минску устроить, они ведь даже города не знают.

— Было, как всегда, не совсем организованно, но от души, — вспоминает Настя Новикова, студентка и мама двухлетней дочки. — И мы решили, что на этом нельзя останавливаться: договорились каждый месяц проводить день именинника, с тортами, подарками, клоуном, Бабой–ягой или студенческим театром.

Ради улыбок

Вы, наверное, думаете, что помогают те, у кого денег куры не клюют? Таких среди «виртуальных» благотворителей как раз и нет. Одни выручают транспортом, другие отдают одежду, из которой выросли собственные дети, третьи сообщают о фирмах, которые готовы провести для детей праздник, выделить билеты на концерт, игрушки.

У Татьяны Власовой своих двое детей. Работает мастером в «Зеленстрое».

— Я взяла на себя функции организатора: всех обзвонить, собрать, направить. Бывает такое: день именинника завтра — и вдруг все срывается, у всех какие–то срочные дела. Сижу на телефоне, ищу, кто сможет прийти хотя бы на часок, кто присоединится позже: ведь нас очень ждут.

Что значит «дети ждут», я поняла, только попав на праздник в 6–й детдом. Именинников — всего 9, а радость у всех 70 воспитанников. Можете себе представить, какой стоит шум–гам. Нянечки лавируют с подносами, пытаясь в целости донести до столов торты. Благотворителей дети разбирают быстрее, чем подарки.

На Мише Воронкевиче повисло сразу четверо ребят. Студент географического факультета БГУ. Учится заочно, работает, занимается музыкой.

— Я о таком общении всегда мечтал. Родители моему внезапному увлечению не удивлены и поддерживают, потому что сами выросли в детском доме.

Дмитрий работает в администрации телекоммуникационной компании. С каждой зарплаты покупает памперсы, стиральные порошки, присыпки, пустышки и отвозит в минский Дом грудного ребенка № 1. «Жена, — говорит, — меня понимает и не возражает, что на покупки уходит часть семейного бюджета».

Мой вопрос, зачем вам это, отпал сам собой. От детей исходит такая энергия! Они не кидаются к тебе с воспетым в кино вопросом: «Ты моя мама?!» Они стоят поодаль и ждут. Ждут, когда встретишься с ними взглядом, и потом улыбаются — доверчиво, как будто ждали тебя одного. С самого утра.

— Теперь понимаете, ради чего мы сюда ходим? — спросила Настя. — Ради этих улыбок.

Семейство.by

Первое время ребята относились к новым знакомым потребительски. Встречали словами: «О, спонсоры пришли!» И в подарок заказывали мобильники, супермодные приставки, а если получали, скажем, мяч, могли демонстративно отдать кому–нибудь со словами: мне он не нужен, игрушек мне в Италии накупят.

Дело даже не в том, что телефон — не самое дешевое удовольствие. Скажем, у Натальи Каралкиной с мужем свой бизнес, такие покупки не сильно ударят по карману.

— Мы не хотим, чтобы дети воспринимали нас как богатеньких тетенек и дяденек, которые будут выполнять все пожелания, — признается Наталья. — Их надо учить понимать, что мир разный. Мы можем постараться обогреть как можно больше одиноких детей, а всех, да еще всех одинаково — нереально. Стараемся объяснить, что подарки и деньги с неба не падают...

Вообще, объяснять приходится многое. И на каждом шагу. Скажем, прощаются с ребятами, садятся в машину, и тут мальчишка лет 12 восхищенно вздыхает: «Класс тачка! Я б такую себе упер!»

Связь эти люди поддерживают через сайт Vasilek.org.forum или Semeistvo.by (теперь их встречают словами «семейство пришло!»). Помещают там отчеты о проведенных акциях и анонсы предстоящих. Раньше скидывались деньгами, теперь решили: пусть каждый сам купит то, что ему по силам. И просто вывешивают список необходимого.

— Это оказался более приемлемый вариант, — считает Татьяна Власова. — Деньги люди жертвуют неохотно, потому что не доверяют. Когда собирали на помощь больному Владику Говору, которому требовалась операция за границей, у всех сразу возникали вопросы: а не спекулируете ли на доверии? дойдут ли собранные средства до адресата? Пусть лучше человек проявит личное участие, сам купит, скажем, 40 кг детского порошка и вручит его из рук в руки многодетной семье или Дому грудного ребенка.

Как–то позвонили из одной минской детской больницы: срочно нужны одежки, трусики, майки, памперсы! Из детского дома поступили 14 малышей от 3 до 5 лет. Пока учреждения препираются, кто на этот период должен их обеспечивать, — у ребят одна смена нижнего белья... «Семейство», конечно, пришло на помощь. Если не они, то кто же?

— На самом деле людей, готовых помогать, много, — уверена Татьяна. — Но их дальше порога детского дома не пускают. И у большинства пропадает энтузиазм. Для нас ведь главное — общение с детьми.

— Мне самой сложно было решиться на такие незапланированные праздники, — признается директор детского дома № 6 Тамара Савченко. — Ведь у нас здесь система, правила, строгий порядок. А тут — чужие люди, без сменной обуви и медицинских справок. Пришли, воспитанников взбудоражили и ушли. Такая суматоха! Но она нужна детям, им нужно знать, что о них думают, ищут подарок, придут и обязательно поздравят.

— Мы нередко слышим: удивительно, что вы держитесь уже два года! — размышляет Татьяна. — Да, нас уже воспринимают как организацию. Хотя, конечно, тех, кто помогает постоянно, можно по пальцам пересчитать. Люди меняются. Главное, чтобы праздник в жизни детей никогда не заканчивался.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter