Как поэтапно реформировать хозяйства и почему бизнес-планы пишутся под копирку?

Благими намерениями

В чем опасность присоединения «бедняков» к «середнякам»?

Как поэтапно реформировать хозяйства?

Силен ли фермерский буксир?

Где спрятаны собственные резервы?

Почему бизнес-планы пишутся под копирку?

ДВА года назад к ОАО «Племзавод «Индустрия» присоединили соседнее отстающее ОАО «Пуховичское» с благой целью — спасти его. Получилось, увы, наоборот: утопающий потянул на дно спасателя, укрупненное хозяйство перестало сводить концы с концами. 

В районе сегодня более трети хозяйств неплатежеспособны, в некоторых выручка не покрывает затраты и наполовину. Надо принимать срочные меры, но печальный пример «Индустрии» предупреждает: механическое присоединение «бедняков» к «середнякам» чревато. На местные и столичные промышленные предприятия тоже надежда небольшая: есть случаи, когда переданные им хозяйства пришлось возвращать в районную собственность, так как инвестор их довел до ручки. Что же делать?

Председатель райисполкома Федор Караленя видит три пути решения проблемы. Первый. У хозяйств со слабой технической базой, которые не могут качественно работать на полях и фермах, решено отнимать понемногу земли и передавать крепким соседям. Положительное здесь: часть полей или ферму забирают, а техника остается, нагрузка на машины и людей уменьшается, хозяйство начинает успевать. Например, от ОАО «Рождественское-Агро» за прошлый год передали более тысячи гектаров сельхозпредприятию «Дукора-Агро», у которого достаточно техники и людей. Оно же получило около 500 гектаров от племзавода «Индустрия», а от филиала райагросервиса «Сергеевичи» треть земли перешло ОАО «Агро-Оберег». Первые результаты показывают, что дела там пошли лучше. 

Второй путь —  присоединение к сильным фермерам. В прошлом году тысячу гектаров «Индустрии» передали фермерскому хозяйству «Высокая Старина». Итог: если раньше на тех землях собирали по 20 центнеров зерна с гектара, то у фермера вышло более 30. 

Есть и третий, самый сложный вариант. Тем, кого не к кому присоединять, предлагают самим решать проблемы, искать резервы. Составляются бизнес-планы с целью получить максимум продукции с минимальными затратами. В чем сложность? В том, что на бумаге  можно все, извините, нарисовать, а вот попробуй чуть ли не с нуля создай кормовую базу, погаси авансы молочных заводов, уйди от просроченной кредиторской задолженности…

Посмотрим, как это возможно на примере ныне почти утонувшего племзавода «Индустрия». Бизнес-план предусматривает поиск дополнительных денег, прежде всего за счет производства молока. Надои от коровы за год предполагается поднять с 3 тысяч килограммов до 3,5 тысячи, товарность — с 80 до 90 процентов, жирность — с 3,4 до 3,6, сортом «экстра» — с 13 до 50 процентов. Это может принести в кассу около 20 миллиардов рублей. Всего же общую выручку намечено поднять с 36 до 53 миллиардов рублей.

Директор предприятия Николай Быков считает, что планы реальные. Месячный фонд зарплаты 620 миллионов, а выручка — 1,9 миллиарда. Но много идет на кредиты и долги. Однако прогресс очевиден: молочному заводу с начала года выплатили миллиард рублей за предыдущее авансирование. Ежедневный плюс в два килограмма по надоям позволяет надеяться на дальнейшее улучшение ситуации. 

Сложнее она в ОАО «Агросимвол». Месячный фонд зарплаты здесь примерно 700 миллионов рублей, плюс еще — 400 кредиты банка. С учетом текущих затрат надо производить продукции не менее чем на 1,2 миллиарда рублей в месяц, а реально выходит не более 900 миллионов. А значит, даже при небольшой зарплате в 3,8 миллиона рублей кредиты гасить нечем. Уже появились 350 миллионов просроченных обязательств, через месяц эта сумма удвоится. 

Где же спасительный бизнес-план предполагает найти для хозяйства деньги? На первый взгляд, все довольно несложно. Например, жирность продаваемого молока в прошлом году была только 82 процента от базисной. Стоит привести этот показатель в норму, и на счету может дополнительно появится 6 миллиардов рублей. А увеличение товарности молока с прошлогоднего 81 процента до 90 даст дополнительно еще 2 миллиарда рублей. Есть и другие резервы. Например, яловость коров в хозяйстве жуткая — 31 процент. Этот показатель планируют уменьшить наполовину, что даст большую прибавку молока. В целом планируется выручку от всей хозяйственной деятельности с 19 миллиардов за прошлый год довести до 33 в нынешнем. Тогда будет возможность выйти на безубыточную работу.

Уверены ли в хозяйстве, что бизнес-план выполним? Директор Александр Каржанец считает, что коллективу по силам справиться с проблемами. У меня же, честно говоря, возникли сомнения. Причем не только в отношении этого сельхозпредприятия, но и остальных неплатежеспособных, которые собираются опираться только на свои силы. Подобные планы составляются каждый год. В них постоянно намечаются пути выхода на безубыточную работу. Но результата не видно. В 2015-м решать проблемы намерены те же люди, которые брались за них раньше. Но скажите, у них что, сверхспособности какие-то вдруг появились? Или целая команда, способная горы своротить, вдруг на пустом месте образовалась?

И еще. Бизнес-планы хозяйств составлены по одному шаблону. Создалось впечатление, что их диктовали в райсельхозпроде, требуя с хозяйств лишь нужные цифры. Если это все и есть поиски безубыточности, то извините.

«СГ» берет на контроль работу неплатежеспособных хозяйств Пуховичского района. По итогам года мы расскажем читателям, удалось ли воплотить в жизнь планы по их спасению.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter