Бизнесмена Александра Кныровича приговорили к 6 годам колонии

Бизнесмена А.Кныровича приговорили к 6 годам колонии усиленного режима, его бывших коллег к срокам от 3 до 4 лет колонии, режим усиленный. Приговор, если не будет обжалован, вступит в силу через 10 дней.



Лихо замаскированную коррупционную систему поставок продукции для государственных нужд по завышенной стоимости вскрыл Комитет госбезопасности. В эту схему оказались вовлечены должностные лица коммерческих структур, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и сферы энергетики. В центре внимания оперативных работников оказалась компания "СарматТермо-Инжиниринг" во главе с ее директором и соучредителем Александром Кныровичем. Его фирма, уверено следствие, подкупала сотрудников ЖКХ в столице и регионах и выигрывала тендеры на поставки труб. Подчиненные бизнесмена также подкупали брокеров, проводивших эти торги. При этом суммы откатов закладывались фирмой в себестоимость продукции, завышенная цена которой впоследствии учитывалась при формировании коммунальных тарифов. Затем вскрылось налоговое преступление. В прошлом году Кныровича вместе с подчиненными задержали. 



Суд по этому делу начался в Минске 18 апреля нынешнего года. Директор компании и четверо его подчиненных в зависимости от их роли в противоправной деятельности обвинялись во взяточничестве, в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (более 3 млн рублей) и пособничестве в этом. Судебные заседания проходили в открытом режиме, что позволило журналистам узнать детали этой истории. По информации КГБ, с 2014 года представители ООО "СарматТермо-Инжиниринг" путем сговора и подкупа руководителей предприятий ЖКХ и организаций энергетики обеспечивали проведение "заказных" биржевых торгов для реализации термоизолированных труб (ПИ-труб). "Заказные" торги оформляли и проводили через биржу брокеры, работавшие в интересах "СарматТермо-Инжиниринг" и незаконно получавшие за это 2—3% от цены сделок (должностные лица предприятий — до 7,5%). Взятки доставляли в регионы только после поступления платежей по контрактам менеджеры фирмы. В ней даже имелся централизованный "фонд распределения взяток" на оплату услуг должностных лиц в Минске, Минской, Гомельской и Брестской областях. 



Основной денежный поток шел через "СТИ-Трейдинг" в Санкт-Петербурге, учредителем которого являлась мать Кныровича. Она не знала о противоправной деятельности фирмы. Далее выведенные деньги распределялись между представителями руководства белорусской компании, а также шли на взятки. 

24—26 января 2017 года с поличным при получении очередных откатов за содействие в продвижении продукции "СарматТермо-Инжиниринг" были задержаны руководители и должностные лица организаций "Березовское ЖКХ", "Брестэнерго", "Гомельоблтеплосети", "Брестжилстрой". Параллельно был задержан брокер А.Колтунов (директор ООО "Аншанс Плюс"), представлявший на бирже интересы "Гомельоблтеплосети" и "Свислочского ЖКХ". В отношении них возбудили дела за получение взятки. Заместители Кныровича по коммерческим вопросам Е.Поповский и по финансам и экономике И.Максимов привлечены к ответственности — первый по статье о даче взятки, второй — о соучастии в преступлении. Также были получены материалы об уклонении их фирмы от уплаты налогов на приличную сумму. В связи с этим 25 января 2017 года задержали Кныровича, Максимова и Поповского, а также соучредителя компании Дашкевича (он ушел с должности директора "Сармата" к сентябрю 2016-го, когда у фирмы возникли финансовые трудности, и должность занял Кнырович), ведущего экономиста Кускова и специалиста по ВЭД Козловскую (сейчас она проходит по делу свидетелем). 



Схему уклонения от уплаты сумм налогов описывают так: продукция "Сармата" отгружалась для российских покупателей напрямую, но документально некоторые поставки оформлялись через "СТИ-Трейдинг" (готовилось два пакета документов). В первичных бухгалтерских документах цена продукции, поставляемой в адрес "СТИ-Трейдинг", занижалась на сумму от 1 до 5% от стоимости, о которой специалист "Сармата" договорился с покупателем. Затем товар реализовывался по полной стоимости (т. е. по той цене, о которой договорились), а полученная прибыль (1—5%) оставалась на расчетном счету "СТИ-Трейдинг". При покупке сырья для производства продукции сотрудник "СарматТермо-Инжиниринг" искал продавца, у которого "СТИ-Трейдинг" брало сырье, потом оно с надбавкой процентов в 10—15 продавалось "Сармату". Прибыль оставалась в "СТИ-Трейдинг", после выплачивалась в качестве дивидендов. 



Виновность обвиняемых в целом подтверждается собранными в деле материалами. В том числе показаниями свидетелей. К примеру, специалисты службы внешнеэкономической деятельности "СарматТермо-Инжиниринг" рассказали, что новым клиентам из России всегда предлагалось два варианта покупки продукции: первый — когда продукция отгружалась напрямую "СарматТермо-Инжинириг", второй — когда отгружалась со склада этой фирмы, но документально сделка оформлялась через российского дилера — "СТИ-Трейдинг". Как правило, покупателя устраивал второй вариант, значительно упрощавший документооборот. Представители российских предприятий (Владимирская, Свердловская и Смоленская области, города Реутов, Сергиев Посад, Тверь, Брянск, Иваново и другие) подтвердили, что приобретаемый ими товар и документы шли напрямую из Беларуси, со складов "Сармата", хотя бумаги оформлялись от "СТИ-Трейдинг". 




Другие свидетели, работники "СарматТермо-Инжиниринг", поведали о действующей в компании системе материального стимулирования заказчиков для увеличения объемов продаж. Что ставилась задача искать должностных лиц, принимающих решения о закупках, и предлагать им денежные вознаграждения за покупку продукции "СарматТермо-Инжиниринг". А когда с 2014 года была введена обязательная закупка продукции организациями за счет бюджетных средств через ОАО "БУТБ" и появилась новая группа лиц, которая принимала решения о закупках, приходилось искать еще и сговорчивых трейдеров и брокеров... А в кабинете Дашкевича, со слов свидетелей, бывали и такие совещания. Он, указывая на документ о дебиторской задолженности и бумагу с суммами переданных на задолжавшие предприятия взяток, спрашивал у активных продавцов общества: мол, почему деньги (взятки) сотрудникам предприятий передаются, а те в свою очередь с фирмой не рассчитываются? 

Дашкевич, Максимов и Кусков свою вину признали полностью, Поповский и Кнырович — частично. На финальной стадии суд перемещался в СИЗО КГБ в связи с болезнью Дашкевича. В итоге его дело выделили в отдельное производство, а остальных обвиняемых переместили обратно в здание суда Фрунзенского района. 

Подробности этого дела читайте в ближайшем номере «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter