Бизнес — в центр?

После дождичка в четверг авторы дискуссионной рубрики рассуждали не о видах на грибной урожай...

После дождичка в четверг авторы дискуссионной рубрики рассуждали не о видах на грибной урожай, а о «золотом дожде», благодаря которому в Минске активно растут элитные строения. Высотные цитадели бизнеса, фешенебельные отели, торговые центры — недавно открытые и активно строящиеся — решительно отвоевывают лакомые куски столичной территории. А еще — вызывают у горожан противоречивые чувства. От восторга перед прогрессом до возмущения «показухой» и «неразумными» тратами. Что же отражается в зеркальных этажах роскошных зданий? Какие перспективы скрыты за тонированными стеклами престижных офисов? Суждено ли звездам пафосных гостиниц светить ярко и уверенно? Станут ли прозрачные лифты небоскребов не только бесшумными да скоростными, но и социальными, открывающими двери для амбициозных и инициативных профессионалов? Эти аспекты и обсуждают наши неуемные спорщики. А читатели «СБ» наверняка пожелают ответить вместе с ними на вопрос со многими смыслами:


Не надо Манхэттенов


Думаю, скоро надпись «Продажа офисов», которая пока висит в виде тряпичных растяжек, на новых бизнес–центрах нужно будет высекать в граните. Потому что хозяевам этих новостроек придется вечно ждать покупателей пустующих площадей. Растяжек не напасешься... Я искренне не понимаю, для чего Минску огромное количество шикарных гостиниц, помпезных бизнес–центров, гигантских торгово–развлекательных заведений. Кто будет там жить, работать и развлекаться?


Взять, например, строящиеся сейчас отели. Ну, понятно, что в 2014 году они заполнятся хоккейными болельщиками. А что потом? Крестьянин, приехавший из глубинки на минский рынок, чтобы продать взращенного кабанчика, поселится вместе с тушей в фешенебельном «Хайят Ридженси»? Или командировочные снабженца из какой–нибудь райагрохимии позволят ему провести хотя бы ночку в «Хилтоне»? Я, конечно, знаю, что высококлассные гостиницы строятся для обеспеченных приезжих из–за рубежа, но процент навещающих нас бизнесменов ничтожно мал в сравнении с массами менее богатых гостей. В Минск в основном едут по служебным делам специалисты из белорусских регионов, группы не слишком денежных туристов из России и Украины, путешествующая молодежь из тех же стран. Вот бы нам развивать сеть дешевых хостелов, мини–гостиниц с минимумом удобств, достаточных командированному. Вместо этого строимся так, будто планируем затмить Лас–Вегас. Боюсь, все эти суперотели по большей части останутся стоять пустыми, а приезжий люд продолжит по старинке селиться на съемных квартирах, набивая карман известных «бабушек с вокзала».


Похожая ситуация с жильем. Куда ни посмотри, всюду пестрит реклама, зазывающая купить «элитную квартиру». Строятся «элитные жилые комплексы», возводятся целые «кварталы элитной застройки», в домах которых даже стеклопакеты — с использованием «элитного профиля». Откуда в Минске столько элиты? Вроде вся, которая есть, давно обзавелась роскошными апартаментами, однако ж постоянно прибывает новая, заселяющая очередные стеклянные башни. Откуда? Видимо, из провинции. Хотя раньше я думал, что население Минска увеличивается за счет наших небогатых земляков, прибывших сюда искать лучшей доли. Им хватает и комнаты в общежитии, а вот общежитий на всех не хватает. Они мечтают о скромном, но собственном жилье, однако видел ли ты, Андрей, объявление «Продаются обычные квартиры в обычном доме»? И я не видел. Хотя Минск остро нуждается в доступном, народном жилье, застройщики упорно работают на новую буржуазию. Будто это она вскоре составит большинство минчан, станет водить некие элитные троллейбусы, печь себе французский хлеб и стоять у станков в модных комбинезонах от Diane Von Furstenberg.


Нет, на самом деле новая элита засядет в растущих как грибы бизнес–центрах и будет тщетно ждать деловых партнеров. Тщетно — просто потому, что нет у нас той деловой активности, которая наблюдается в многомиллионных мегаполисах вроде Москвы или Нью–Йорка. Офисы наших ведущих предприятий, на мой взгляд, вполне справляются с продажей холодильников, телевизоров, БелАЗов и тракторов. Для чего тогда новые стеклянно–металлические коробки?


Или взять торговлю. Вот был я в Киеве, там тоже строятся большущие торгово–развлекательные центры, но вместе с ними в жилых кварталах есть целые сети маленьких продуктовых магазинчиков. Считай, по одному такому на две–три пятиэтажки. И работают они очень удобно. А у нас что? Захотел после 21 часа купить себе банку кофе — езжай в гипермаркет, ищи там место на парковке, стой в очередях с тележкой, в которой сиротливо болтается эта несчастная банка. Пустить бы деньги на развитие маленьких, но близких к людям торговых точек...


В общем–то я соображаю, почему в столице возникают все эти суперсовременные, дорогущие административные, жилые и торговые комплексы. Они почти никому не нужны, кроме их хозяев. А тем надо срочно вложить капитал. Желательно в недвижимость, желательно в центре города. Это все понятно. Но почему они не думают о перспективе своих строений? Не опасаются, что придется днем с огнем разыскивать арендаторов для торговых площадей, покупателей для гигантских квартир, посетителей для развлекательных центров? Неужели богатые инвесторы не в состоянии просчитать, в чем больше всего нуждается город?


Мне кажется, Минску настоятельно необходимы, например, паркинги. Пускай коммерческие, но желательно с отоплением, чтобы зимой масса «замерзших» дизельных машин не забивала дворы. Вместо одной помпезной гостиницы полезнее построить 10 доступных мини–отелей. Вместо пустующих временами торговых центров, в которых можно слушать эхо, — массу мелких, но заполненных покупателями магазинов. А элита, если ей так хочется подчеркнуть свой статус, пусть селится, как положено во всем мире, за городом. В уютных, огороженных от мира клубных поселках. Заодно Минск сохранит свою привычную панораму, не взорванную лесом башен и небоскребов. Чай, не Манхэттен...


Инвестор в хибару не пойдет


Осторожнее, Роман, не перегни палку! Эдак договоришься до того, что ничего, кроме новых парковок и объектов соцкультбыта, строить не надо! В пустынях вырастают оазисы небоскребов, во всех столицах, за исключением, пожалуй, северокорейского Пхеньяна, динамично развивается туристическая, деловая инфраструктура, но некоторые упрямцы (не буду показывать пальцем) не хотят видеть ни инвесторов, ни, похоже, даже обычных интуристов.


Или, может, ты думаешь, что миллиарды на модернизацию экономики найдутся в «бездонной» казне, а въездной туризм озолотится исключительно за счет агроусадеб?


Производственники, бизнесмены озабочены поиском зарубежных инвесторов, мы с завистью смотрим на бывшие столицы советских республик, в которых обосновались мировые брэнды, филиалы знаменитых компаний. В Беларуси многое делается для привлечения иностранного капитала — немцы, австрийцы, итальянцы, французы, китайцы заинтригованы налоговыми преференциями, но решится ли инвестор оформлять вид на жительство в стране, где ему будут предоставлены, образно говоря, удобства во дворе? Да не станет ни европеец, ни посланец азиатских «тигров», ни делегат от шейхов ютиться, подобно нашим пионерам бизнеса, в арендованных кабинетах НИИ! Прошло время «малиновых пиджаков», канут в небытие и квартиры–офисы в хрущевках. Теперь другие стандарты — в том числе и в среде местных предпринимателей.


В 90–х были у меня знакомые студенты, которые начинали свой бизнес, связанный с оформлением шенгенских виз, принимая клиентов в снятой внаем у пенсионерки комнатке. А сейчас, слышал, ребята, уже обросшие семействами, отправляют vip–путешественников в экзотические туры аккурат из апартаментов престижного бизнес–центра. Наверное, когда–то тоже прочитали объявление «сдается офис», подсчитали финансы и — вперед, под «кондишн», за тонированные окна! Красиво жить не запретишь!


У меня такое ощущение, что жители улиц с названиями Советская, Коммунистическая, Революционная, Маркса, Энгельса и т.д. до сих пор чураются слова «бизнес». По–прежнему живо в обывателе классовое презрение к «буржуям». Потому и происходит на подсознательном уровне отторжение элитных новостроек — и жилых, и офисных. С другой стороны, мне кажется, что слова «бизнес», «бизнесмен» совершенно наглым образом еще в давние времена присвоили себе счастливые обладатели частного капитала. Но ведь «бизнес» в переводе с английского — «дело». Получается, что коммерсант — занимается делом, деловой человек, а остальные, надо полагать, баклуши бьют? В широком понимании, Роман, все мы, каждое утро встающие «по гудку», — бизнесмены, все работаем не за аплодисменты и продвигаем свой товар. Кто гайку с шурупом, кто газету. По сути, и наш Дом прессы, в котором гнездятся офисы общенациональных изданий, — тоже бизнес–центр, правда, что огорчает, без стеклянной подъемной капсулы и суши–бара. Потому в отличие от тебя я не увижу катастрофы во временной необитаемости корпоративных цитаделей. В тонированных новостройках призраки коммунизма бродить не будут! Не заселится в офис турфирма — ничего, свято место пусто не бывает: обоснуется филиал международной или местной общественной организации. Съедут рестораторы — заселятся адвокаты, славные труженики хайтека, архитекторы, киношники, педагоги–репетиторы, автокурсы. Да и вообще в Минске масса примеров, когда под одной респектабельной крышей соседствуют и госконторы, и частники. А как новые шикарные здания меняют скромный по европейским меркам облик нашей столицы — вообще отдельный разговор. И в нем я бы ставил сплошные плюсы и восклицательные знаки. Иные ценители старины любят поворчать: дескать, небоскребы (не видели, что ли, манхэттенский Эмпайр–стейт–билдинг?) заслоняют историческую застройку. Но где вы, апологеты ретро, были, когда бульдозеры громили чудом уцелевшие во время бомбежек старые дома?


Понимаешь, Роман, современная архитектура многофункциональна. Прогорит деловой центр — олигархи трансформируют его в центр торговый. Что–то там перестроят — и вот уже готова ресторанная сеть. А то и (только плати!) частная клиника, элитная школа, частный университет, спорткомплекс, банк. Ну или отель, ведь невооруженным ухом слышно, что в Минске все чаще звучит иностранная речь (причем отнюдь не гастарбайтеров), к тому же, как ты правильно заметил, чемпионат мира по хоккею на носу.


Однако новые отели и гостиничные комплексы, которые скоро распахнут двери, не только приютят сотни болельщиков, но и повысят статус белорусской столицы, покажут миру, что Минск — далеко не окраина и не провинция. Здесь можно и отдыхать, и делать деньги, и соревноваться. Падут халупы стереотипов и трущобы предубеждений. В том числе со временем, хочу в это верить, будет развеян миф о людях «млявых, абыякавых да жыцця». И в зеркальных стенах бизнес–центров отразится весьма привлекательное лицо идущей вперед страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter