Бизнес в помощь

О социальных проектах

Не так давно открывшийся в Гомеле гипермаркет порадовал не только любителей шоппинга, но и жителей окрестных многоэтажек. Инвесторы вложили деньги в роскошную детскую площадку, которая, понятное дело, выгоды не сулила, но с первых дней работала на имидж торгового центра. Подобных примеров появляется все больше. «Но могли бы еще чаще случаться», — озадачил меня в разговоре знакомый предприниматель.


То, что доля бизнеса в бюджетном пироге с каждым годом все весомее, подтверждает статистика. А насколько серьезно предприниматели вкладываются в социальные проекты, важные и для конкретного населенного пункта, и для отдельно взятого нуждающегося человека, — счету не подлежит. Хотя, думаю, эти цифры тоже впечатлили бы по–хорошему. Поскольку благотворительные вливания бизнеса сегодня не маленькие.


Заместитель председателя Гомельского горисполкома Елена Кличковская, отзываясь на мой интерес к теме, подтверждает: за последние годы спонсорская помощь предприятий и организаций, в том числе частных, выросла в разы. Благотворительное участие бизнеса в жизни областного центра — это и ремонт учебных заведений, и благоустройство дворов, и проведение знаковых событий вроде праздника города или международного фестиваля... Власти не скрывают благодарности за добрые дела. И по мере возможностей, очерченных законодательством, выражают спонсорам признательность. Например, в виде вручения благодарственных писем и крепкого рукопожатия на торжественном собрании по подведению итогов года. Все это, конечно, подстегивает и дальше помогать родному городу и горожанам. Но вот достаточный ли это стимул для того, чтобы бизнес не просто чувствовал доброе расположение местных властей, а и ощущал равноправность такого партнерства?


Не всегда участие коммерсантов в бескорыстных проектах по улучшению инфраструктуры — добровольный позыв. Порой это административное «надо». Здесь и возникает некий разрыв между местными органами власти и бизнесом. «Вымостить брусчаткой остановку общественного транспорта — без сомнения, надо, но почему в этот проект вновь должна вкладываться моя фирма?» — рассуждает предприниматель. Или: «Украсить город к Новому году — неплохая идея, но так ли трудно обойтись без прибыли моего предприятия?» — задумывается другой частный владелец. Да, вопросы возникают. Однако однозначных ответов на них нет. В странах, где история предпринимательства насчитывает солидные десятилетия, имеет силу социальная ответственность бизнеса. За свое благополучие и жизнь в успешном обществе нужно платить, помогая другим. Такова суть благотворительных фондов, которые создаются бизнесменами. С другой стороны, на ноги еще не встал, а перед тобой уже ставятся глобальные задачи — есть повод для недоумения.


Возьмусь предположить, что в идеале и бизнесу, и чиновникам хотелось бы видеть благотворительное движение финансов на благо общества несколько иным. Управленцев порадовал бы охотный отклик коммерсантов на дела, важные для города, поселка, деревни. Коммерсантов, привыкших считать деньги, — отдача этих вливаний. Возможно ли это совместить в принципе?


Мой собеседник Виктор Елфимов, заместитель председателя Гомельской областной организации профсоюза «Садружнасць», уверен, что ничего невозможного нет. Достаточно обратиться к западной практике. Ее главная особенность в том, что предприниматели, которые нашли возможность оказать благотворительную помощь, могут рассчитывать на освобождение энного процента прибыли от налогообложения. В более благополучных странах этот процент выше. В тех, что беднее, — ниже. Однако и в том, и в другом случае подобная схема является мощной движущей силой всех добрых порывов, исходящих от бизнеса.


Допускаю, для кого–то и этот стимул не станет весомым. Но что подобный бонус послужит развитию у нас цивилизованной социальной благотворительности, одинаково нужной и обществу, и бизнесу, — у меня, например, сомнений не вызывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter