Работа на внутреннем рынке и рост экспорта: чем займется совет директоров кондитерской отрасли

Бизнес в новой обертке

В августе этого года на совещании у Президента обсуждалось предложение по объединению производителей кондитерской продукции в единый холдинг. Такая инициатива объяснялась необходимостью усилить позиции отечественных производителей на внутреннем рынке и повысить их конкурентоспособность по ценовому фактору. Глава государства идею поддержал. Но, учитывая ряд организационно-правовых сложностей при создании холдинга, обсуждался также вопрос о другой организационной структуре — союзе. И на прошлой неделе в Беларуси был создан совет директоров кондитерской отрасли.

Какие актуальные вопросы стоят перед отраслью и что даст объединение кондитеров, мы спросили у председателя совета директоров Олега Жидкова, который возглавляет кондитерскую фабрику в Гомеле.


Общими усилиями

— Олег Николаевич, неоднократно заявлялось о необходимости создания интегрированной структуры в кондитерской отрасли. И вот создан совет директоров, который вы возглавили. Какие сейчас вопросы на повестке в отрасли и над чем будет работать совет?

— Как бы банально это ни звучало, но совет директоров создан для того, чтобы сверять часы между всеми предприятиями, и не только входящими в состав концерна «Белгоспищепром», занятыми в кондитерской отрасли. Потому что все предприятия разноплановые. Имеют свою структуру и специфику производства, отличную от партнеров. И возникает масса неоднозначных вопросов, связанных с деятельностью как в Беларуси, так и за ее пределами. Поэтому основная цель — обобщить имеющийся опыт работы каждого предприятия. А во-вторых, выработать общие подходы в функционировании систем на предприятиях. И, имея первые два пункта под рукой, можно обеспечить оптимальное развитие предприятий, что, в свою очередь, поспособствует снижению внутренней конкуренции и усилению своих позиций на рынках, где реализуется наша продукция. Стоит прийти к общему знаменателю, как мы это будем делать — либо совместно, либо по индивидуальным каналам продвижения, которые есть на каждом предприятии.

Основная проблема отрасли — конкуренция на внутреннем рынке.

— Не секрет, что основная проблема отрасли — конкуренция на внутреннем рынке. Причем не только с импортной продукцией, но и между собой. И все из-за отсутствия единой позиции у игроков. Почему так происходит и как выработать общие для всех подходы?

— Сегодня наши предприятия в основном осуществляют поставки продукции на внутренний рынок. И приходится конкурировать с импортной продукцией, которая активно поставляется и вытесняет местных производителей с полок в торговых объектах. Каждое предприятие отрасли является самостоятельным субъектом хозяйствования и свою деятельность осуществляет самостоятельно. И действительно, нет единых подходов.

Сейчас перед нами стоит задача эффективно продвигать свою же продукцию на внутреннем рынке. И поодиночке это сделать невозможно. Для этого первоначально необходимо определить болевые точки функционирования каждого предприятия и выявить его сильные стороны, чтобы повысить эффективность функционирования.

В рамках совета будут подключатся различные эксперты предприятий, которые проанализируют узкие места.

Продвижение продукции — важная составляющая. Но необходимо консолидировать усилия и по другим направлениям. В том числе по поводу приобретения сырья, что напрямую влияет на себестоимость конечной продукции. Также нет общего понимания рынка. Каждое предприятие проводит свои исследования. Но обобщения этих данных сегодня нет ни у кого. Поэтому на площадке совета мы готовы делиться этой информацией с теми, кто не может позволить себе провести качественное исследование и, соответственно, определить стратегию своего развития.

Еще один важный вопрос — проведение согласованной ассортиментной политики, что исключит возможность дублирования ассортиментов. Такой подход позволит найти эксклюзивные ниши для каждого игрока и развивать их. И тем самым мы уйдем от внутреннего давления друг на друга.

Также работа совета сводится к анализу нормативных документов, которые сегодня вырабатываются не только в стране, но и в ЕАЭС. Важно, чтобы те нормативные акты, которые работают и которые действуют в рамках государств — членов ЕАЭС, соответствовали требованиям, что предъявляются в том числе и в Беларуси. При этом при необходимости можно вносить предложения по корректировке или изменению тех или иных техрегламентов, которые принимаются, не прислушиваясь к мнению производителей.


— Планируете ли объединять усилия не только директоров предприятий, но и специализированных служб, например логистов и маркетологов?

— Действительно, каждое крупное предприятие за время своего существования накопило уникальный опыт работы по тем или иным направлениям. И в рамках совета мы планируем активно делиться этими компетенциями с членами. Это позволит минимизировать риски, в том числе и репутационные.

В рамках совета планируем подключать различных экспертов наших предприятий, которые будут анализировать и сопоставлять узкие места.

При этом надо понимать: самостоятельность каждого субъекта хозяйствования не теряется. В любом случае каждое предприятие будет исходить из своих возможностей. Не исключаю, что со временем придем к тому, что будем укрупняться и объединяться в предприятия, которые имеют больший вес в процессе продвижения продукции.


Вопрос цены и качества

— Согласитесь, кроме внутренней конкуренции, отечественным производителям приходится бороться за место на полках магазинов и с зарубежными производителями, в том числе с транснациональными компаниями. Особенно с теми, которые преобладают в низком ценовом сегменте. Какая работа будет вестись в данном направлении?

— Тут несколько аспектов. Можно, конечно, пойти их путем — падать в качестве производимой продукции для того, чтобы получить ту цену, за которую они продают свой продукт. Но это путь в никуда. Если мы говорим о ценовой конкуренции за счет качества выпускаемой продукции, то наших предприятий в лучшем случае хватит на год-два. Затем потребитель просто устанет от приобретения продукта низкого качества. И при этом сам бренд перестанет для потребителя уже иметь какую-то силу.

Новая структура призвана содействовать росту экспорта кондитерских изделий.

К слову, транснациональные компании сегодня не идут по пути удешевления продукции за счет качества. Если говорить о низком ценовом сегменте, то это больше компании, которые фактически сегодня не имеют как такового бренда. Для них важна работа в краткосрочной перспективе. А мы не ставим себе задачу насытить рынок дешевой и некачественной продукцией за счет мимолетных выгод. Нынешняя популярность такой продукции объяснима. Эпидемиологическая ситуация оказывает прямое влияние на потребительские предпочтения. Многие отказываются от приобретения некоторых видов продуктов, особенно тех, которые не являются продуктами первой необходимости. В том числе и кондитерских изделий. Либо переключаются на приобретение более дешевого ассортимента.

— А все-таки почему сети в больших объемах торгуют так называемой ноунейм кондитерской продукцией?

— Наверное, им выгодно. Такой товар выгоднее продавать для сетей, потому что, как правило, за его реализацию производитель доплачивает либо этот продукт акционный, где применяется минимальная входная цена в торговую сеть. И за счет этого торговая сеть может применить большую наценку, чтобы больше заработать. Надо понимать, что ноунейм — это продукт разовый, который хочет попасть в большую сеть либо на регулярной основе быть на полках магазинов. Но попасть может только за счет цены.



Но опять же есть и обратная сторона медали. Торговым сетям выгоднее торговать более дорогой продукцией. Дело в том, что на двух копейках, даже если сделать наценку в 100 процентов, заработаешь лишь две копейки. А процесс реализации — он постоянен. И затраты тоже постоянные. И естественно, это оборота не добавляет. Поэтому и сетевой ретейл заинтересован, чтобы у них продавался продукт по стоимости, которая сегодня сложилась с точки зрения покупательной способности. Поэтому здесь в принципе есть возможность для маневра.

КОМПЕТЕНТНО


Анатолий Бубен, председатель концерна «Белгоспищепром»:

— Сегодня на внутреннем рынке в прямом смысле слова идет ценовое давление производителей из соседних стран. Это импорт, который представлен в низкой ценовой категории. Такая продукция активно закупается торговыми сетями и оптовыми операторами. И сегодня на нашем рынке они конкурируют ценой.

Для того чтобы внутренний рынок удерживать отечественным предприятиям отрасли и на нем расти, нужна консолидированная позиция всех производителей кондитерских изделий. Причем не только государственной формы собственности и не только входящих в состав концерна «Белгоспищепром». Мы ранее обсуждали на площадке в Правительстве и в концерне вопрос создания интегрированной структуры. Изначально говорили о необходимости создания холдинга на базе предприятий кондитерской отрасли. Рассматривались и иные интегрированные схемы. Но пришли к выводу, что сегодня надо идти эволюционным путем, нужна интегрированная структура, которая и была учреждена на прошлой неделе, — совет директоров. Это консультативный совещательный орган.

На данном этапе в структуру входят шесть предприятий концерна. При этом мы приглашаем к работе предприятия всех форм собственности, которые заинтересованы в членстве. Мы уже разослали соответствующие предложения в облисполкомы.

Сейчас готовимся к серьезной договорной работе с торговыми сетями на следующий год. И мы уже сегодня думаем над тем, как объединить наши подходы для работы на внутреннем рынке. Более того, эта структура призвана содействовать росту экспорта кондитерских изделий. Уже обсуждается вопрос создания представительства в Китае. Первые шаги уже сделаны.

Через год-два проанализируем эффективность работы этой структуры и не исключаем, что она преобразуется в иную организационную форму. Но сегодня видится, что этот инструмент дееспособен.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter