Бизнес – тоже искусство,

КОГДА в декабре 2006 года предприятие решило отделиться от «Сморгоньагросервиса» и пойти на вольные хлеба, он в какой-то степени рисковал. Даже несмотря на то, что к тому времени уже имел довольно солидный опыт работы по сервисному обслуживанию сельхозпредприятий — был инженером агроснаба, начальником отдела маркетинга, главным инженером, заместителем директора. Казалось, теоретически все было продумано и просчитано. «Но как пойдут дела на практике, чем подстраховать агробизнес?» — иногда задавал сам себе подобные вопросы Иосиф Иванович. Пытаясь найти на них ответ, успокаивал себя: потребность в оказании услуг сельскому хозяйству будет всегда. В таком случае главное — не растеряться, завоевать у клиентов доверие и авторитет, а потом они сами будут работать на тебя и предприятие. А опыта ему не занимать.

считает директор Сморгонской региональной базы агрообеспечения Иосиф Найдич

КОГДА в декабре 2006 года предприятие решило отделиться от «Сморгоньагросервиса» и пойти на вольные хлеба, он в какой-то степени рисковал. Даже несмотря на то, что к тому времени уже имел довольно солидный опыт работы по сервисному обслуживанию сельхозпредприятий — был инженером агроснаба, начальником отдела маркетинга, главным инженером, заместителем директора. Казалось, теоретически все было продумано и просчитано. «Но как пойдут дела на практике, чем подстраховать агробизнес?» — иногда задавал сам себе подобные вопросы Иосиф Иванович. Пытаясь найти на них ответ, успокаивал себя: потребность в оказании услуг сельскому хозяйству будет всегда. В таком случае главное — не растеряться, завоевать у клиентов доверие и авторитет, а потом они сами будут работать на тебя и предприятие. А опыта ему не занимать.

Надо было помочь сельхозпредприятиям, более полно и оперативно обеспечивать их материальными ресурсами. Причем не только своего — Сморгонского, но Островецкого и Ошмянского районов. К тому же хотелось доказать как коллегам-частникам, так и самому себе, что государственное предприятие может работать наравне с любыми конкурентами в этом и других видах бизнеса.

Для подстраховки создали склад строительных материалов, проанализировали в чем чаще всего нуждаются сельхозпредприятия, на чем можно сэкономить и заработать деньги. Оказалось, слишком дорого обходилось содержание котельной. Перевели ее на местные виды топлива. Часть тепловой энергии теперь продают. Небольшую площадь сдают в аренду. Не пустует и открытая площадка временного хранения. Так что практически во всех делах прослеживается коммерческий подход.

— Главное, не перегрузить склад, чтобы не заморозить там финансовые средства, — считает руководитель. — Но для этого нужно постоянно изучать спрос, знать ситуацию в сельхозпредприятиях, умело работать с клиентами.

Часть этой нагрузки взяла на себя завскладом Галина Чирва, которая занимается обеспечением сельхозпредприятий запчастями уже 27 лет. Она не хуже любого механизатора знает, какой куда нужен подшипник, чем один масляной насос отличается от другого. Запасы запчастей составляют в среднем около двух миллиардов рублей при месячном товарообороте примерно 1,8 миллиарда. Сюда приезжали за запчастями даже посланцы из далекого Казахстана.

— Неужели они не могли найти поближе то, что им нужно? Слишком дорогое удовольствие ехать за ними за тридевять земель.

— Получается, был в этом смысл, — включается в разговор Иосиф Найдич. — Зерноуборочные «Нивы» у нас уже не используются, а там кое-где они еще на ходу были. Вот и понадобились для них некоторые комплектующие. Разыскали нас по Интернету.

Когда региональная база агрообеспечения отделялась от своего старшего брата, у нынешнего ее руководителя была еще одна мечта — улучшить сервисное обслуживание хозяйств. И доказать, что база может работать не хуже любой частной структуры. Насколько удалось Иосифу Найдичу реализовать себя в этом плане?

Ситуация за прошедшее время здесь заметно изменилась к лучшему. Примеров немало. Благоустроена территория, улучшились социально-бытовые условия работников, сервисное обслуживание сельхозпредприятий. При создании региональной базы на ней работали 12 человек, теперь — в два раза больше. А если бы те самые замороженные до уборки урожая миллиарды рублей направить в производство, то можно представить, насколько еще улучшилась бы материально-техническая база предприятия, которая даже при таких долгах успешно справляется с возложенными на нее обязанностями.

Как известно, бизнес в сельском хозяйстве, в том числе и в сфере сервисного обслуживания, — дело рискованное. Это своего рода искусство, тонкости которого постигать удается далеко не всем, считает Найдич. А чтобы стабильно действовать в течение года, здесь создали несколько схем работы. Кроме основного вида деятельности — материально-технического снабжения агропромышленного комплекса, — занимаются розничной торговлей. На региональной базе работает технический обменный пункт, она оказывает услуги автотранспорта. В ближайшее время расширят площадку временного хранения, что позволит увеличить количество машино-мест, а значит, благополучно жить и дальше. Найдич специально сделал акцент на последнем слове, дав таким образом понять, что хуже не будет. Чего стоит только торговля? Без нее эту сервисную ношу нести было бы довольно сложно. За счет торговли стройматериалами можно манипулировать финансовыми средствами в интересах АПК. Оказание услуг за минувший год дало 560 миллионов чистой прибыли.

— Возьмем, например, поставку запчастей, — приводит примеры Иосиф Иванович. — Можете представить, во что обойдется доставка одной-двух шин из Бобруйска, а если полностью загрузить ими автомашину? Во втором случае выгода очевидна. Аналогичным образом приходится поступать с двигателями, которые отправляем на ремзаводы. Из таких вот, казалось бы, мелочей потом складывается общий финансовый результат.

Да и технический обменный пункт, по мнению руководителя, тоже может стать хорошим финансовым источником. Дело в том, что у хозяйств сегодня нет высококвалифицированных специалистов и условий для восстановления двигателей, передних мостов, других сложнейших узлов или механизмов. В таком случае без обменного пункта агросервиса не обойтись. Но при этом очень важно знать, что может понадобиться сельхозпредприятию и дать ему своевременно то, что нужно. Сегодня на обменном пункте региональной базы они могут получить резервные двигатели для отечественных тракторов различных модификаций, грузовых и легковых автомашин «ГАЗ», передние оси для МТЗ-80, задние и передние мосты для МТЗ-82, других модификаций тракторов.

— Чтобы так поставить работу, — поясняет руководитель предприятия, — нужны порядочность, обязательность, честность по отношению к самому себе и клиентам. Они должны тебе поверить, как, впрочем, и ты им. И если что-то не получается, если невозможно выполнить обещание, необходимо обязательно предупредить клиента. Главное — доверие, одно из золотых правил бизнеса. В бизнесе, в том числе и аграрном, нужно жить не только сегодняшним днем.

Благодаря региональной базе частники, которые тоже торгуют стройматериалами, вынуждены были купить себе погрузчики. Вроде бы мелочь, а на конкуренцию работает.

На территории предприятия когда-то была пилорама. В свое время она приносила неплохой доход. Но в связи с тем, что жилой сектор райцентра практически вплотную подступил к базе, от пилорамы пришлось отказаться — такое соседство не соответствовало санитарным требованиям. Теперь на ее месте готовится дополнительная площадка для склада временного хранения. Руководитель предприятия уверен: пустовать она не будет. В крайнем случае можно будет организовать охраняемую стояку легковых автомашин. А это тоже один из элементов бизнеса.

НА СНИМКЕ: директор Сморгонской региональной базы Иосиф НАЙДИЧ и заведующая складом Галина ЧИРВА.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН» и Михаил ЯГЕЛО

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter