Совет по развитию предпринимательства при Президенте обсудил векторы развития предпринимательства в регионах

Бизнес с районной пропиской

Половина белорусского бизнеса сегодня концентрируется в Минске и Минской области. При этом Правительство ставит конкретную задачу: развивать деловую инициативу на местах, превращать малые и средние города в точки регионального роста, устранять экономический разрыв между регионами. О том, как расшевелить деловую инициативу в глубинке, какие условия необходимы для этого бизнесу, говорили на заседании Совета по развитию предпринимательства.

Первый заместитель Премьер-министра Александр Турчин, открывая заседание, констатировал: тема неравномерного регионального развития очень важна:

— По некоторым районам ситуация не очень хорошая. Когда зарплаты менее 600 рублей — это неправильно. Проблема непростая, и простых решений нет. Какие же могут быть пути и решения того, как активизировать экономическую активность? Лично я вижу два направления: это развитие бизнеса, который находится на территории района. То есть его активизация, чтобы он превращался в успешные компании. Второе, как привлечь бизнес в регионы из крупных городов (столицы, областных центров). Я уже упоминал ранее, приведу пример еще раз: во многих регионах уровень дотационности бюджета 80 процентов, а 20 процентов собственных доходов наполовину формирует подоходный налог бюджетных организаций. Уровень экономической активности в таких регионах близок к нулю.


Сегодня один из критериев эффективности стратегии развития бизнеса — средства, которые выделяются из местных бюджетов на поддержку предпринимательства. Александр Турчин напомнил об инициативе Министерства финансов:  оно предлагает зафиксировать размер дотаций района, который будет индексироваться на уровень инфляции, а также не будет меняться в зависимости от заработанной в районе прибыли. Это должно сыграть определенную роль в стимулировании регионов. Кроме того, Правительство в ближайшее время внесет на рассмотрение в Администрацию Президента проект нормативно-правового акта, которым предусмотрено материальное стимулирование должностных лиц от результатов работы негосударственного сектора экономики в их регионах. То есть здесь прямая зависимость: чем лучше работает бизнес в районе, тем выше материальное вознаграждение руководителя.

По словам директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского Жанны Тарасевич, за последние двадцать лет принципиально структура регионального бизнеса не изменилась. Так, он в регионах в основном развивается за счет микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей — их в региональной структуре МСП сегодня 87 процентов. Соответственно, об инновационности таких рабочих мест говорить не приходится.

Среди других проблем развития бизнеса в регионах эксперт выделила небольшое число населения, способного к предпринимательской деятельности, социальное иждивенчество, миграцию молодежи в города, а также низкую заинтересованность органов власти в развитии МСП.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter