Перезагрузка старых брендов и амбициозные новички: как будет развиваться один из самых известных полесских регионов

Бизнес с пинской пропиской

Орша, Барановичи, Новополоцк, Мозырь, Лида, Борисов и другие. В конце минувшего года Президент поручил Правительству ускоренно развивать 11 городов с численностью населения 80 000 человек и более. «Р» продолжает спецпроект, посвященный этим регионам, и смотрит, как выполняются поручения по поиску драйверов роста экономики в каждом из них. Следующая точка на карте — Пинск. Корреспонденты «Р» побывали в столице Полесья, чтобы своими глазами увидеть, чем живет и какие планы строит сейчас этот регион.

Промышленный город

В начале ноября Пинск греется в лучах неожиданно теплого для этой поры солнца. Жизнь в городе течет спокойно и размеренно, не чувствуется суматохи и суеты. На первый взгляд кажется, что проблем у региона, в общем-то, и нет. Чтобы лучше понять, чем он живет, сначала отправляемся поговорить с представителями исполнительной власти, а потом — поездка по предприятиям.

В Пинске есть и гор­исполком, и райисполком. Находятся они в одном здании, из окон которого открывается чудесный вид на реку Пину. Рассказать об успехах и проблемах города, а также показать предприятия вызывается начальник управления экономики горисполкома Иван Богданович. Пока едем, он вводит нас в курс дела:

— Город у нас промышленный, здесь более 90 предприятий, и 27 из них крупные, государственной формы собственности. В основе нашей промышленности, конечно, деревообрабатывающая отрасль — «Пинскдрев», который дает практически 40 процентов всех объемов производства города. Чтобы лучше понять масштаб этого предприятия, вот несколько цифр: в Пинске сейчас живет 134 000 человек, 53 000 из которых заняты в экономике. Если сузить данные до промышленного сектора, то в нем трудится 14 000 пинчан, и 6000 из них — на «Пинскдреве». Такая вот математика. Это действительно градообразующее предприятие.


Дела у гиганта, в принципе, идут неплохо: предприятие работает с прибылью, плюсует в объемах производства. Да, признается собеседник, хотелось бы более впечатляющих результатов, но таковы реалии сегодняшнего дня. Из последних новостей: город безвозмездно передал «Пинскдреву» территорию, которая когда-то принадлежала «Кузлитмашу». Там будет построен новый логистический центр.

«Кузлитмаш» и сегодня входит в пятерку самых крупных промпредприятий города, но такого масштаба, как в советские годы, конечно, уже нет. Здесь прошла масштабная оптимизация, гиганту (он сейчас входит в состав холдинга БЕЛАЗ) пришлось поужаться, и осталось много неиспользуемых территорий и зданий, которые город сейчас передает другим предприятиям. Таким, например, как «Пинскдрев» или завод по переработке шин «Экопродшина». Предприятие, которому еще нет и года, разместилось на самой окраине бывшей территории «Кузлитмаша». У «Экопродшины» единственный учредитель — холдинг «Концерн Брестмясомолпром». Директор завода Владимир Голышак уточняет:

— Изначально думали создавать предприятие по переработке шин в Бресте на базе «Агротранса», но потом решили остановиться на этой площадке. Год назад здесь не было ничего, лишь несколько неэксплуатируемых зданий.


Сегодня здесь один цех полностью реконструирован и запустится в ближайшее время, к работе готовы склады и мастерские, на следующий год намечена реконструкция еще одного здания. «Экопродшина» планирует не только дробить шины в крошку, но и производить готовую продукцию, например резиновую плитку.

— В ноябре мы уже начнем продавать крошку. По предварительным подсчетам, в течение 3 лет мы станем финансово устойчивыми и независимыми. Сегодня на заводе работает 25 человек, но есть планы по расширению штата. Думаю, к концу следующего года у нас будет минимум 50 человек. Сейчас средняя зарплата у нас — около 630 рублей. Да, она невысокая, но ведь пока предприятие и не зарабатывает. Важно, что люди видят перспективы и хорошо понимают, что с момента запуска и продаж в расчетниках у них будут совсем другие цифры.

Ключевой экспортер

Дальше в программе компания с иностранным капиталом «Стэнлес». В дороге Иван Богданович продолжает разворачивать перед нами экономическую карту города:

— Второе предприятие города по численности работников — это «Полесье», там сегодня работает 1,4 тысячи человек. Долю в общих объемах промпроизводства оно занимает только 7 процентов. Дальше идут «Кузлитмаш» и «АМКОДОР», вместе они производят около 10—15 процентов промышленной продукции.

В 2018 году на «Полесье» запустили новое оборудование и начали выпускать бесшовные изделия. 

Интересуюсь, как Пинск справляется с ключевыми показателями социально-экономического развития. Например, с привлечением прямых иностранных инвестиций. Собеседник отмечает:

— С этим у нас проблем нет: на год нам довели этот показатель в размере 4,8 млн долларов, и уже по 9 месяцам у нас 4 млн привлеченных инвестиций. В общем-то, благодаря двум предприятиям: это «Стэнлес», куда мы сейчас едем, и компания Silicon Materials Inc, занимающаяся производством слитков монокристаллического кремния. По экспорту товаров у нас ситуация сложнее: городу довели 104,4 процента, по итогам 9 месяцев пока только около 96 процентов. Основные экспортеры у нас «Пинскдрев» и Пинский мясокомбинат.

 «Стэнлес» планирует приобрести еще около 3 гектаров земли, чтобы увеличить объемы производства до миллиона евро в месяц.

Последний, к слову, попал под российские санкции (ему запретили вывоз мяса на кости), и это сильно отразилось на экономике предприятия. Повлияли на снижение результатов по экспорту продукции и еще два предприятия — «Зубр Энерджи» и «Белинвестторг». Зато у мебельной компании «Стэнлес» дела идут неплохо: они поставляют за рубеж больше 90 процентов своей продукции и сейчас реализуют крупный инвестпроект.

Учредителем одного из самых успешных пинских мебельных предприятий является кипрская компания.

— Никаких офшоров, учредитель надежный, —
смеется директор пинского «Стэнлеса» Роман Гришковец. В мебельном производстве он далеко не новичок, долгие годы работал на «Пинскдреве», сделал там неплохую карьеру. На «Стэнлес» пришел в 2011 году. Тогда компания результатами не радовала, хоть и работает в Пинске с 1994 года. В нового директора поверили и учредитель, и горисполком. С 2016 года здесь начали реализовывать крупный инвестпроект по развитию мебельного производства на 2 млн евро. За это время здесь уже создано больше 100 новых рабочих мест, в месяц тут производят продукции на 450 000 евро. Кстати, вся мебель из массива. Спрашиваю у директора, куда уходит продукция:

— На примере августа: белорусский рынок у нас занял 5,5 процента, остальное — Германия, Австрия, Польша, Дания, Россия. Кстати, раньше мы поставляли до половины всей продукции в Россию, но сейчас этот рынок занимает около 20 процентов. Диверсификация.

Предприятие по-хорошему удивляет: офис как у крутых столичных IТ-компаний, вот только мебель деревянная. А еще свой шоу-рум, цеха чистые, везде в горшках живые цветы. Их, кстати, каждое утро проверяют и поливают. Спрашиваю: зачем в цеху цветы? Ответ прост: если вянут — это сигнал, надо что-то делать с вентиляцией. Такой подход к делу действительно подкупает. Текучесть на предприятии минимальная, средняя зарплата — около 1000 рублей.

Настоящее и будущее «Полесья»


Посещать предприятия Пинска и не заехать на «Полесье» — нонсенс. Этот гигант легпрома до сих пор один из самых узнаваемых брендов города. Дела на «Полесье» идут не совсем гладко: долговая нагрузка, немаленькие складские запасы, есть и другие сложности. Но ставить крест на одном из крупнейших предприятий города не намерены. За последнее время тут реализовали три небольших инновационных проекта общей стоимостью 5,8 млн рублей, на подходе — четвертый (средств в него будет вложено гораздо больше). Подробнее о сделанном рассказывает заместитель генерального директора по производству Андрей Томашук:

— На прядильной фабрике мы запустили производство фантазийной пряжи, вложили в эту линию 800 000 рублей. Второй проект реализовали на фабрике верхнего трикотажа, организовали там производство бесшовных изделий. Здесь понадобилось больше средств — 4,5 млн рублей.


Бесшовные пальто и платья, спортивные костюмы и джемперы, шапки и варежки не залеживаются на складе. Их покупают не только в Беларуси, 40 процентов продукции уходит на экспорт — в основном в страны СНГ, но есть и европейские заказчики. Например, компании из Германии оценили белорусские бесшовные спортивные костюмы, а в нагрузку заказали еще платья, шапки и шарфы.

Третий проект вспомогательный: на предприятии начали делать картонные конусы для пряжи. Раньше их закупали в Турции. В Беларуси такой нишевый продукт больше не выпускается, поэтому пинчане поставляют свои конусы всем коллегам, еще и продают в Россию. В этот проект вложили полмиллиона рублей.

— Нельзя так быстро поменять ситуацию на предприятии, но первые результаты от этих трех проектов мы видим. Увеличилась реализация наших изделий, выручка выросла на 7,5 процента (в деньгах это 4 млн рублей). Экспорт плюсует на 3,3 процента (или на 800 000 долларов), а импорт снизился на 80 000 долларов. Инновационные проекты нужны, чтобы уйти от традиционной продукции, которую «Полесье» делало десятилетиями, придать новый импульс. На стадии реализации у нас четвертый проект — производство тканеподобных изделий. Это поможет разнообразить ассортимент. Проект затронет две наши фабрики. В это производство планируем вложить 22,6 млн рублей.

Расставить акценты


Развитие Пинска не может не влиять и на развитие всего региона. Пинский район — один из самых больших в области. При этом, уточняет председатель райисполкома Игорь Брилевич, район полностью сельскохозяйственный. Здесь всего лишь 7 промышленных предприятий, и то с учетом ЖКХ. В феврале этого года утвердили комплексный план развития Пинского района до 2020 года, по нему регион и живет сейчас.

— В документе учтены все критические точки, которые у нас в районе накопились. Там есть производственный, социальный разделы, очень большой раздел жилищно-коммунального хозяйства, дорожная и транспортная инфраструктура. Контрольные цифры, которые заложены в комплексный план, должны обеспечить опережающее развитие Пинщины по сравнению с областью. Если брать текущую ситуацию, то у нас сегодня по всем контролируемым производственным показателям обеспечивается положительная динамика. Из четырех ключевых показателей эффективности работы райисполкома мы выполняем три, причем с опережением. Это экспорт товаров, экспорт услуг и создание новых рабочих мест.


Пока не выполняется задача по привлечению прямых иностранных инвестиций. Но, по словам главы района, есть проект, который поможет исправить ситуацию. Польский инвестор намерен запустить здесь производство по выращиванию грибов. Проект уже в стадии реализации, по предварительным данным, на этом предприятии будет создано около 100 новых рабочих мест.

— Основной волнующий всех показатель — это зарплата. Здесь мы задание выполняем, и динамика роста реальной зарплаты у нас одна из лучших в области. За август средняя зарплата у нас была 874 рубля. Но если брать рейтинг районов, мы, к сожалению, далеко не в начале — на 12-м месте из 19 районов. Будем подтягивать и этот показатель. Сейчас в экономике района заняты 17 200 человек, к сожалению, эта цифра сокращается. Население стареет, плюс многие уезжают на заработки или едут на работу в Пинск. Поэтому наша задача — удержать эту цифру.

Игорь Брилевич отмечает, что по производству сельхозпродукции в районе вопросов нет, выручка от продажи сельскохозяйственной продукции дает 70 процентов всех доходов района:

— Акценты с сельского хозяйства в ближайшем будущем мы смещать точно не будем.

На своей земле


Председатель райисполкома отмечает, что одной из точек роста для района должно стать развитие малого и среднего бизнеса. И вдвойне приятно, что стало активнее развиваться фермерство:

— У нас сегодня порядка 2000 гектаров земли под фермерскими хозяйствами. Да, в районе сельскохозяйственных земель около 130 000 гектаров, и эти 2000 — мизер. Но в последние годы люди начали более активно брать землю. Причем выращивают не только традиционные культуры, но и орехи, виноград и даже арбузы. Сказывается смена климата.

Есть среди пинских фермеров и долгожители — такие, как Валерий Кохнович и его «ВСК Сад». Он начал выращивать яблоки еще в 2003 году и до сих пор не остыл к этому делу. У фермера 42 гектара земли, сад разбит на 35 гектарах, остальное — хранилища, хозпостройки, дороги. Ни один гектар не пропадает зря. Сейчас Валерий Станиславович строит новое современное хранилище:

— Сейчас у нас есть хранилище на 800 тонн, но сад растет, урожаи растут — нам надо еще одно хранилище примерно на тысячу тонн. Строить будем в два этапа, думаю, за два года справимся. Это хранилище будет еще современнее, яблоки там можно будет держать по 6—7 месяцев, до весны, когда они востребованы больше всего.

Фермер рассчитывает, что стройка обойдется ему в 600 000 рублей, средства будет вкладывать свои. Сегодня яблоки из этого сада продаются не только в Беларуси, но и в России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, доезжают они до Барнаула и Челябинска). Недавно продукцией заинтересовались покупатели из Саудовской Аравии.

Полесский бренд

В прошлом году на «Полесских журавинах» собрали более 200 тонн клюквы.

В Пинском районе есть предприятие, которое знают не только по всей стране, но и за рубежом, — «Полесские журавины». Предприятие с историей, которое органично вписывается в общую сельскохозяйственную направленность региона. На «Журавины» мы приезжаем в разгар уборки клюквы: тут сейчас работают как сборщики (они вручную собирают самую качественную и крупную ягоду для заказчика из Англии), так и техника. Производство действительно красивое, хотя проблем с ним выше крыши. Директор предприятия Василий Лягуский машет рукой: мол, теплые зимы последних лет не идут на пользу клюкве, ягоды все меньше, а затраты на ее производство растут. Приходится диверсифицировать производство. Теперь здесь набирает обороты другая культура — голубика. Но и это еще не все: в последние годы на этой территории появились облепиха, калина и даже 4 гектара экзотической цидонии — японской айвы.

— Кроме того, мы закупаем продукцию у населения: чернику, клубнику, малину, смородину. Потом дорабатываем, фасуем и продаем. Пока у нас только заморозка, но уже в ближайшее время запустим свое небольшое производство. Будем делать соки, джемы, в том числе и из цидонии. Новый цех мы уже построили, сейчас идут работы по установке оборудования. Если сегодня на чем-то одном сидеть и не двигаться вперед, это приведет к плачевному результату.


Средняя зарплата на «Полесских журавинах» сегодня в районе 800 рублей. Предприятие экспортирует порядка 50 процентов своей продукции. Основной рынок по-прежнему Россия. В Европу поставляется только клюква. Кстати, в Великобритании белорусскую ягоду знают и любят уже больше 25 лет. Сейчас «Полесские журавины» прорабатывают возможности поставок своих ягод на Ближний Восток и в Китай, благо запрос из этих регионов есть.

КОММЕНТАРИЙ

Иван РЕБКОВЕЦ, председатель Пинского горисполкома:

— В феврале этого года был утвержден комплексный план ускоренного развития Пинска на 2019—2020 годы, в котором четко очерчены точки роста для нашего региона. Важная задача стоит перед реальным сектором экономики. Пинск — город индустриальный: вклад промышленности в общегородскую выручку от реализации продукции, товаров и услуг составляет около 70 процентов. К сожалению, не все предприятия сегодня работают на полную мощность. Это сильно бьет по нашим показателям. При этом дозагрузка промышленных лидеров предусмотрена в комплексном плане. Реализуется ряд мероприятий, которые затрагивают каждое из таких проблемных предприятий. Учитывая, что многие из них имеют разную ведомственную подчиненность, решать накопившиеся проблемы необходимо только в тесном сотрудничестве с республиканскими отраслевыми органами.

Еще один важный акцент — развитие малого и среднего бизнеса. Наша главная задача — создать условия для нормального функционирования и развития предпринимательства. На этот год в плане у нас было заложено создание 53 новых малых предприятий, по данным за сентябрь, их уже 51. Уверен, мы движемся в верном направлении. Кроме того, нам надо активнее работать над развитием туристического потенциала. Учитывая богатые традиции города, его историю и самобытность, развитие туризма находится на незаслуженно низком уровне. И горисполкому, и бизнесу здесь есть над чем поработать.

В нашем комплексном плане больше 10 разделов. И каждому направлению уделено немалое внимание, выбраны самые важные мероприятия и в частном, и в государственном секторе. Сегодня мы развиваемся недостаточными темпами, нужно вместо одного шага делать сразу три, а это непросто. Главное — не делать это ради галочки, люди должны почувствовать эффект от этих мероприятий. А почувствовать его они могут только через повышение собственного благосостояния. Я недоволен сегодняшним уровнем заработной платы, она незаслуженно низка для Пинска. Сейчас у нас средняя зарплата по городу близка к 900 рублям, и наша задача — довести ее до тысячи. Но важно помнить, что зарплату нужно зарабатывать. Второй важный момент — люди должны чувствовать, что город меняется, становится более комфортным. И здесь нам тоже предстоит много сделать в части совершенствования городской инфраструктуры, экологии, повышения городской мобильности. Город, удобный для жизни, — вот наша цель.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter