По треку развития
— Александр Викторович, очевидно, что и белорусская экономика в целом, и бизнес в частности вошли в новый этап развития. Сложный, но интересный. Со своими трудностями, но и новыми возможностями. Как на новые парадигмы реагирует бизнес? Насколько ему успешно удалось пережить период сильнейшей турбулентности в начале прошлого года? — Очевидно, что бизнесу не только частному, но и государственному пришлось нелегко. Безусловно, малые и средние организации более восприимчивы к санкционному давлению, так как у небольших предприятий и производств не всегда есть в штате специалисты и необходимые ресурсы, чтобы одномоментно переориентировать сбыт, поставки и другие бизнес-процессы.
Тем не менее совместными усилиями предпринимателей, Правительства, органов государственного управления удалось не допустить массовой ликвидации малых и средних предприятий. На уровне Совета Министров, отраслевых министерств и ведомств оперативно принимались решения для сохранения прежде всего производственных субъектов хозяйствования. Большую работу проделали руководство администраций СЭЗ, индустриального парка «Великий камень», особой экономической зоны «Бремино-
Орша», местные органы власти. Нередко частным компаниям буквально в ручном режиме помогали найти новых поставщиков сырья, выстроить логистические цепочки для ввоза оборудования, организации платежей и решения широкого спектра других вопросов. Огромную работу проделала Белорусская торгово-промышленная палата, которая оказывала консультационную поддержку, оперативно создала специализированный правовой информационный ресурс по подробной «раскладке» юридических нюансов введенных против страны санкций: на эту электронную площадку фиксировались тысячи обращений в сутки. В целом сегодня можно сказать, что основа антикризисных мер выработана, большинство из них внедрено в жизнь. И предпринимательский сектор удалось удержать от тотального падения. Изменившиеся условия открывают для него новые ниши и возможности, особенно в направлении импортозамещения. И многие энергичные представители делового сообщества используют потенциал рынка для своего развития.
При проведении НИЭИ опроса об ограничениях и возможностях бизнеса в текущих условиях практически половина респондентов отметили минимальное негативное влияние текущей ситуации, т.е. более чем на 30 процентах опрошенных изменение экономической обстановки не сказалось, почти на 17 процентах — положительный и отрицательный эффекты нейтрализовали друг друга. Каждый второй опрошенный в среднесрочных планах ориентируется на развитие и наращивание производства в различных масштабах.
Сегодня у бизнеса есть все возможности для развития.
Сегодня наметилась тенденция укрупнения бизнеса. По сравнению с 2021 годом вдвое замедлилась регистрация индивидуальных предпринимателей. При этом возросло количество вновь зарегистрированных коммерческих организаций: плюс 1000 новых юридических лиц в 2022-м. Темп роста выручки несырьевого экспорта малых и средних предприятий в прошлом году превысил 102 процента. Доля МСП в доходной части бюджета составляет 36,5 процента и увеличилась в 2022 году на 1,2 процентного пункта.
Адекватное раскрепощение
— Традиционно представители делового сообщества готовы буквально «горы свернуть», но при условии снижения регуляторики, раскрепощения деловой инициативы и поддержки государства, в том числе и финансовой…— Конечно, предпринимателям хочется всегда больше свободы и меньше контроля. Это естественное желание человека и бизнеса. С другой стороны, если рынок становится слишком свободным от регуляторики, то те же самые бизнесмены возмущаются, что тот или иной сегмент заполняют недобросовестные конкуренты. Поэтому формирование благоприятной деловой среды требует планомерной и очень вдумчивой работы. Какие-то резкие, революционные решения приносят больше вреда, чем пользы. Можно вспомнить период перестройки в конце 1980-х и потом либерализацию 1990-х, когда резко снизили регулирование, но не создали нормативно-правовой базы. Поэтому, учитывая тот опыт, в совершенствовании деловой среды движемся поступательно и осторожно. Если отбросить эффект аберрации близости и панорамно посмотреть на условия ведения бизнеса сегодня и 5, 10, 15 лет назад, то будут видны разительные положительные отличия.
Изменившиеся условия открывают для деловой инициативы новые ниши, особенно в направлении импортозамещения.
Государство работает над снижением административной нагрузки на бизнес. В 2022 году упразднена 101 административная процедура. По более чем 276 сокращены сроки и количество требуемых документов, по 210 изменен порядок их осуществления. Только за последние два года количество административных процедур сократилось с 1278 до 1037. Развивается цифровизация взаимодействия «государство — бизнес». В частности, приняты решения о переводе в электронный формат 138 административных процедур. Реализуется пилотный проект по переводу процедуры получения лицензии в цифру.
На треть сократилось число проверок и мониторингов субъектов предпринимательской деятельности. Правительством инициируются дальнейшие меры по смещению акцентов в проведении контрольных мероприятий на предупредительно-профилактическую основу.
Проводится большая работа по выстраиванию промышленных цепочек между нашими флагманами и малым и средним бизнесом. Сформирован перечень комплектующих и материалов, в которых нуждаются белорусские крупные производители и которые может поставлять наш бизнес. В том числе замещая ушедшие иностранные компании. Создан общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации. В его базе данных порядка 2 тысяч заказчиков и потенциальных поставщиков. В среднем каждые две недели проходят контактно-кооперационные биржи с участием крупных и малых компаний. Заключены или ведутся переговоры по 200 контрактам. Объем поставок МСП только для предприятий Минпрома в прошлом году превысил 150 миллионов рублей. И этот показатель однозначно будет увеличиваться.
Выстроить логистические цепочки — важнейшая задача в современных условиях.
Продолжают реализовываться мероприятия в рамках Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство». Общий объем финансирования на пять лет составляет 31,6 миллиарда рублей. В 2022 году в рамках программы субъекты МСП получили 10 миллиардов рублей.За истекший год их консалтинговыми услугами воспользовались более 145 тысяч человек. Проведено свыше 3730 курсов и семинаров с участием около 94 тысяч человек. В инкубаторах размещено 632 субъекта малого предпринимательства.
Вместе с тем необходимо развивать инфраструктуру деловых услуг в части консалтинга по внешнеэкономической деятельности. В Беларуси данным направлением долгое время занимались иностранные игроки либо белорусские субъекты хозяйствования, но аффилированные с иностранными компаниями, которые в той или иной форме стали одними из первых замораживать свою деятельность. А именно консалтинговые компании являются центрами компетенций, помогающими малому и среднему бизнесу решать задачи разной сложности. Ранее отечественный сегмент этого рынка в значительной степени ориентировался на западные практики (в управлении предприятий, маркетинге, выстраивании бизнес-процессов и по другим направлениям), которые в ближайшее время, прямо скажем, не будут востребованы. Необходимо нарабатывать компетенции, основанные на собственном опыте, исходя из белорусской социально-экономической модели, структуры нашей экономики, менталитета людей и других факторов.
Мультимодальный промышленно-логистический комплекс «Бремино-Орша».
Таким образом, среди первоочередных задач — завершение реформы по снижению административной нагрузки на бизнес, максимальная цифровизация экономически целесообразных административных процедур, в том числе лицензирования, дальнейшее содействие кооперационному сотрудничеству между крупными производителями и малыми организациями, развитие инфраструктуры деловых услуг.
Активно работают субъекты инфраструктуры поддержки предпринимателей. В стране функционируют 102 центра поддержки предпринимательства и 22 инкубатора малого предпринимательства.
Налоги по справедливости
— Тем не менее налоговый маневр в отношении индивидуальных предпринимателей вызвал неоднозначное восприятие…— Основополагающие принципы нашей налоговой системы — равенство и справедливость налогообложения.
Ключевой акцент при корректировке Налогового кодекса сделан на выравнивании налоговой нагрузки между категориями плательщиков и создании конкурентной среды, способствующей укрупнению бизнеса.
По сути, у предпринимателей, осуществляющих одинаковые виды деятельности, сложилась разная налоговая нагрузка. Простой пример. Допустим, ИП и ЧУП «на упрощенке» занимаются одним и тем же бизнесом. Первый заплатил 6 процентов выручки, а микроорганизация, сверх того, перечислит еще платежи в Фонд социальной защиты. В итоге индивидуальные предприниматели, составляя 8 процентов занятых в экономике, отчисляют в бюджет в среднем около 1250 рублей на человека, а микроорганизации, обеспечивая почти такой же уровень занятости (7,8 процента), — более 5 тысяч рублей. Разница почти в четыре раза при несопоставимой административной, контрольной нагрузке, уровне ответственности перед потребителями.
Государство использовало фискальные рычаги для устранения такого дисбаланса. Для индивидуальных предпринимателей повышены ставки подоходного налога, сокращен перечень видов деятельности, осуществляемых ими с уплатой единого налога с одновременным повышением ставок этого налога по сохраненным видам деятельности. Эти меры позволят создать одинаковые условия для осуществления предпринимательской деятельности вне зависимости от формы собственности.
Ключевой акцент при корректировке Налогового кодекса сделан на выравнивании налоговой нагрузки между категориями плательщиков и создании конкурентной среды, способствующей укрупнению бизнеса.
Кроме того, Минэкономики ведется работа по созданию механизма «бесшовного» перехода бизнеса от малого к более крупному.
Следует отметить, что, несмотря на рост отдельных налогов, налоговая нагрузка на экономику не превысит предусмотренный пятилеткой параметр — не более 26 процентов к ВВП. В настоящее время значение этого показателя одно из самых низких за последние годы — за 2022 год он составил 22,5 процента к ВВП. Уровень централизации, который показывает общую фискальную нагрузку (включая платежи в ФСЗН) на экономику, за последние годы складывается в размере около 37 процентов. Он ниже среднего значения по странам ЕС, в которых этот показатель составляет 43 процента, и сопоставим со средним уровнем стран ЕАЭС.
В целом сегодня у частного бизнеса есть все возможности для развития. Несомненно, предстоит еще большая работа по обновлению архитектуры взаимодействия государства и предпринимательского сектора. И эффективность этого процесса зависит в том числе и от активности делового сообщества.
volchkov@sb.by