Бизнес с иголочки

Нередко случается, что увидишь на манекене в витрине модную и красивую вещь, зайдешь внутрь – и желание покупать сразу пропадает. Картина вполне типичная для отечественных магазинов: длинные ряды вешалок с одеждой одной модели и даже цвета

Нередко случается, что увидишь на манекене в витрине модную и красивую вещь, зайдешь внутрь – и желание покупать сразу пропадает. Картина вполне типичная для отечественных магазинов: длинные ряды вешалок с одеждой одной модели и даже цвета, разве что размерами отличается. Представители легпрома признают, что проблема существует. Только вот крупным предприятиям нелегко настроить свое производство на выпуск небольших, эксклюзивных партий одежды. Впрочем, их азиатские конкуренты впечатляют масштабами массового пошива еще сильнее. Пройдешься по рыночным рядам — и в какой-то момент в глазах все сливается от однообразия.

В этом смысле вещь, сшитая по индивидуальному заказу, более предпочтительна. К этому убеждению постепенно приходят наши потребители, что подтверждают и в швейных ателье: спрос медленно, но растет. Однако достойных предложений на рынке немного. Например, в Минске, по информации столичного горисполкома, швейные услуги оказывают 277 организаций, из которых 58 – ателье. И далеко не все из них способны выполнить качественный пошив одежды с нуля. 

В годы расцвета рыночной торговли, в 1990-х годах, когда индивидуальный пошив был предан почти полному забвению, ателье научились кое-как выживать за счет «смежных» заказов. Прежде всего хороший вал обеспечивали ремонт и переделка одежды (купленной на тех же рынках). Услуга по-прежнему востребована, однако ее оттянули на себя небольшие частные мастерские, как правило, расположенные в спальных городских районах или на рынках. Еще один источник существования – пошив форменной одежды для военных, служащих транспортных компаний, торговых работников… У некоторых ателье доля этой услуги в общем объеме доходит до 40—50 %. Кроме того, заказчиками на пошив небольших партий одежды выступают индивидуальные предприниматели. Они нередко действуют по простой, уже опробованной схеме: покупают за границей, например в Польше, единичные экземпляры хорошо скроенной одежды, на их основе делают лекала, и дело за малым – тканью, фурнитурой и работой швей. Такие модели, вполне приемлемые по цене, пользуются хорошим спросом у покупателей. 

Эксперты рынка чуть ли не в один голос говорят: основная проблема индивидуального пошива связана с дефицитом специалистов. «Безусловно, без современного оборудования хорошую одежду не пошьешь, — поясняет заведующая салоном ОАО «Центр моды» Мария Бондарева. – Однако многое зависит от уровня профессионализма людей, работающих с клиентами, — художника, конструктора, портного». Если предложить достойное качество услуг, то клиента всегда можно найти, уверена Мария Бондарева. Несмотря на достаточно высокий уровень цен (так, пошив женского костюма с юбкой и жакетом на подкладке обойдется примерно в 450 тысяч рублей), в салоне не испытывают недостатка в заказах. Есть клиенты, которые заказывают сразу целые гардеробы (по 8—10 предметов). 

Около трех месяцев назад предпринимательница Ольга открыла небольшое ателье на одном из столичных рынков. Но прежде провела небольшое маркетинговое исследование: «Оказалось, что очень мало ателье, которые шьют с нуля, в основном все занимаются ремонтом. А те, которые выполняют индивидуальные заказы, часто ориентируются на женщин непритязательных, шьют по эскизам, сохранившимся еще с советских времен». На вопрос о том, как она решилась заняться этим бизнесом, Ольга ответила, что только благодаря знакомству с хорошими модельерами-конструкторами, которые согласились принять участие в этом предприятии. 

Как пояснили в ОАО «Прогресс», в структуру которого входят 6 швейных ателье, грамотных и опытных конструкторов одежды сегодня выпускают немногие учреждения образования. Например, в Минском профессионально-техническом колледже швейного производства (раньше училище бытового обслуживания населения) готовят в основном швей, они более востребованы. Большая проблема – обучение молодых конструкторов одежды, только покинувших родные пенаты. Устраиваясь в ателье, они просто боятся работать с клиентами, поскольку в случае отказа при высокой стоимости тканей им приходится несладко. А зарплата начинающего модельера в обычном ателье не столь велика – около 500—600 тысяч рублей. 

Как говорят эксперты, опытные модельеры-конструкторы или уходят на крупные предприятия, или шьют на дому. Предприятия бывают разные, но на зарплату 800 долларов и выше даже молодой, но перспективный специалист вполне может рассчитывать. Мастер по индивидуальному пошиву, работающий на дому, способен обеспечить себе вполне приличный доход, однако в редких случаях станет называть свою деятельность серьезным бизнесом. 

Справедливо считается, что лучших специалистов швейного производства готовят на Витебщине. «Спрос на наших выпускников из года в год растет, никогда не бывает проблем с распределением», — говорит заведующая кафедрой дизайна Витебского государственного технологического университета Галина Казарновская. В этом году здесь выпустят 18 модельеров-швейников. Из стен вуза молодые специалисты отправляются прямиком на предприятия белорусского легпрома, причем любой формы собственности. «Швейное ателье – узкая область, где применяется труд нашего специалиста, — констатирует Галина Казарновская. – На предприятиях они могут выпускать креативные коллекции, участвовать в конкурсах, показывать себя на выставках. В общем, область приложения знаний и умений гораздо шире». 

Многие организации, предлагающие индивидуальный пошив одежды, переживают сегодня далеко не самые лучшие времена. Хотя потребитель, насытившийся рыночным ширпотребом, поворачивается наконец-то в их сторону. Но, к сожалению, часто видит не самую радостную картину: доставшиеся салонам в наследство с советских времен интерьеры, эскизы такой же давности и, как ни странно, весьма ограниченное предложение тканей и фурнитуры. Часто заказчики жалуются, что мастер в ателье не торопится советовать, какую ткань лучше приобрести, какая модель подчеркнет достоинства фигуры и спрячет ее недостатки. Поскольку низкой ценой потребителя вряд ли возьмешь (так, пошив женского костюма с юбкой в ателье высшего разряда обойдется примерно в 170 тысяч рублей), представляется целесообразным всерьез заняться качеством оказания услуг, а не идти по пути наименьшего сопротивления. Сегодня все больше женщин обращаются к мастеру, чтобы пошить хороший деловой костюм или эксклюзивный выходной наряд. Впрочем, не исключено, что и без того ограниченное предложение несколько уменьшится. Так, в настоящее время для предприятий бытового обслуживания действует понижающий коэффициент 0,4 по оплате аренды, но с 1 мая этого года он отменяется. Содержать же ателье — удовольствие не из дешевых: если работать с клиентами, надо оборудовать для них уютный салон, нанять на работу приемщика, закройщика… Тут уж не до таких изысков, как, например, компьютеры для демонстрации индивидуальных эскизов. Очевидно, дополнительная нагрузка по аренде заставит организации поднимать цены или же постепенно отказываться от индивидуального пошива в пользу массовых, более прибыльных заказов. А нам, потребителям, придется грустно взирать на длинные магазинные ряды одинаковых пальто и костюмов… 

На снимке: в цеху пошива.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter