Есть ли в сельском хозяйстве золотые жилы?

Бизнес-проект принесет пользу, когда им будешь жить днем, а ночью видеть во сне

МЫ говорим, что сельское хозяйство — это бизнес. В Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент заявил, что во всем должен главенствовать принцип экономической эффективности. Естественно, все сельхозпредприятия занимались и будут заниматься традиционными отраслями, обязаны выполнять госзаказы и договоры с переработчиками. Вместе с тем хорошо бы каждому из них найти еще и свою, дополнительную денежную нишу. Как совместить эти два направления, в какой степени у хозяйств есть свобода выбора своей золотой жилы, мешают или помогают в сельхозбизнесе райисполком и райсельхозпрод? За ответами обозреватель «Сельской газеты» отправился в Дубровенский район.

НА одном зерне, молоке и мясе далеко не уедешь. Надо искать еще что-то, на чем можно хорошо заработать. Так считает директор ОАО «Боброво-Агро» Дубровенского района Александр Мурашкин. Когда он девять лет назад возглавил хозяйство, на текущую деятельность и выплату зарплаты постоянно приходилось брать кредиты или залезать в долги к переработчикам. Хозяйство выращивало семена трав. Да, рентабельность зашкаливала, но объемы были малые и доходов больших не приносили. Руководитель изучил спрос, выяснил, что потенциальных покупателей хоть отбавляй, и пришел к выводу, что это и есть искомая золотая жила. Не прогадал.

Строительство фермы хозспособом в ОАО «Команина»
фото светланы шурпаковой

Директор приводит такую раскладку. Тонна пшеницы стоит примерно 300 рублей, семян клевера — 4 тысячи. В первом случае рентабельность 15 процентов, во втором — 500—600. Денег от реализации 50 тонн клевера хватает на выплату 4 среднемесячных зарплат для всех работников. Хозяйство занимается семеноводством и других трав, в том числе тимофеевки, райграса, ежи. Все идет на ура.

Для ОАО «Якубово-Агро» настоящим Клондайком стал горох. Три года назад одной тонной семян посеяли 5 гектаров и намолотили 13 тонн. Через год отвели площадь в 10 раз большую и собрали 200 тонн. В 2017-м намолотили уже более тысячи тонн. Но главное не в их количестве, а в деньгах от реализации, пояснил директор Владимир Миньков. Последний урожай продали с рентабельностью 500 с лишним процентов. Такая рыночная цена.

Но это еще не вся выгода. Горох заменил в хозяйстве все импортные белковые добавки в рационах животных. Каждый килограмм своего белка обходится на 30—40 процентов дешевле по сравнению с привозным. В итоге падает себестоимость молока и мяса. Горох также идеальный предшественник для зерновых. После него в прошлом году пшеница на одном участке дала по 84 центнера с гектара, на другом — 94.

Кстати, и сам горох дает хороший урожай. В 2017-м с гектара намолотили по 53 центнера — как и остальных культур. Это ответ скептикам, которые говорят, что зернобобовые невыгодны, тянут вниз общую урожайность.

Но, утверждает Владимир Миньков, любой новый бизнес-проект принесет пользу лишь при условии, что в него вложишь душу, будешь жить им днем и ночью, видеть во сне. Например, первоначально в хозяйстве получали только 32 центнера гороха с гектара. Тогда директор начал сам ходить за комбайном при уборке и увидел, что мотовило жатки обивает зерно на землю. Проблему быстро решили с помощью приставок, используемых для уборки рапса. Своих не хватало, одолжили соседи. Бросили все силы и убрали горох за 4 дня, чтобы не успел осыпаться.

Добрая слава об этой культуре быстро разошлась по Дубровенщине. Горох выращивает уже половина хозяйств, сообщил первый заместитель председателя, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Александр Корнеев. В этом году планируется площади под него увеличить почти в два раза и довести до 15 процентов от зернового клина.

ЛЬВИНУЮ долю северного шелка в Беларуси выращивают льнозаводы. Хозяйства не хотят им заниматься, считая невыгодным делом. В Дубровенском районе думают по-иному. Например, в «Якубово-Агро» каждый год сеют 140 гектаров долгунца. Рентабельность 35 процентов. Можно зарабатывать и больше, считает Владимир Миньков. Надо только пошевелить мозгами. Например, раньше лен теребил местный завод. В этом году хозяйство хочет взять у него комбайн в аренду. Экономисты подсчитали: затраты уменьшатся в два раза.

В ОАО «Боброво-Агро» лен еще более выгодная культура: рентабельность в прошлом году 42 процента. Как говорится, почувствовав запах денег, хозяйство в 2018-м решило увеличить посевные площади в полтора раза.

Бизнес заключается не только в том, чтобы больше зарабатывать, но и меньше тратить. Например, «Боброво-Агро» раньше привозило комбикорм с КХП, и это отрицательно сказывалось на себестоимости и рентабельности животноводческой продукции. Решили построить мельницу. Теперь сами делают муку, закупают различные добавки и готовят комбикорм. Он стал обходиться наполовину дешевле. В результате за год экономится около миллиона рублей.

В СХФ имени Юрия Смирнова ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» тоже проблема, связанная с комбикормом. Директор Артур Сыса пояснил: рентабельность молока всего 6,5 процента, хотя надой от коровы хороший — около 6 тонн. Деньги съедает высокая стоимость покупаемых комбикормов. Здесь большой свинокомплекс, своего зерна хватает лишь на пару месяцев. Какой выход? В этом году хозяйство впервые планирует посеять сразу 470 гектаров кукурузы на зерно, чтобы значительно увеличить уровень самообеспеченности им. Если получится около 70 центнеров с гектара, то можно собрать примерно 3000 тонн зерна. Экономисты подсчитали: комбикорм может обойтись на 20 процентов дешевле, чем стоил раньше.

Есть ли риск у этого бизнес-проекта? Несомненно. Все-таки северный регион, хотя и его юго-восточная окраина. В прошлом году была дождливая осень, кукуруза на зерно не могла созреть. Однако в хозяйстве считают, что даже в самой худшей ситуации зеленую массу можно заложить на силос. Он на рынке всегда востребован, можно продать другим сельхозорганизациям.

Еще несколько лет назад повсеместно ставку делали на возведение новых ферм. Это в определенной степени подкосило финансовое положение некоторых хозяйств. Теперь с деньгами обращаются бережно, стремятся более рационально относиться к уже существующим ресурсам, что-то модернизировать, подремонтировать, продлить жизнь. За прошлый год в Дубровенском районе 11 животноводческих помещений ввели хозспособом, что в 2 раза дешевле, чем при подрядном строительстве. В этом году планируется построить их не менее 6.

Решили удешевить и строительство сенажных траншей. Руководство района предложило местному райагросервису освоить выпуск контрафорсов — конструкций, поддерживающих стены. Материалом для них служат бывшие в употреблении плиты. В «Якубово-Агро» их берут из старых зданий. Траншея обходится в 20 тысяч рублей. В 3—4 раза дешевле новой. В СХФ имени Юрия Смирнова пошли еще дальше. Здесь есть около 40 контрафорсов, которые используют с отживших свое кормохранилищ. Старые плиты тоже идут в дело. В результате можно уложиться даже в 5 тысяч рублей. Вот что значит смекалка.

ДЕЛАТЬ бизнес можно и на традиционных зерновых культурах, выращиваемых массово, считает Александр Корнеев. Например, руководство района ориентирует хозяйства на активное выращивание пивоваренного ячменя. Он требует особой технологии, чтобы было меньше белка. В прошлом году госзаказ был 1250 тонн. Его перевыполнили в три раза. Как говорят производственники, закрывали за других. Зато выгода очевидная. Каждая тонна пивоваренного ячменя дороже фуражного более чем на 100 рублей. В итоге хозяйства дополнительно смогли только на этой культуре заработать почти полмиллиона рублей. Для этого, конечно, надо было приложить определенные усилия. Но они в конце концов себя оправдали.

Как еще можно заработать на зерне? Первый вариант: сразу после уборки продать, получить деньги, часть пустить на текущие расходы, остальные в банк на депозит. Второй подход более выгодный: положить зерно на склад, а весной продать по высокой цене и получить больше денег, чем осенью. В последние годы район намолачивает примерно по 100 тысяч тонн. Госзаказ небольшой — всего 7—8 тысяч. Естественно, львиная доля идет на корм скоту. Но у каждого хозяйства, как правило, остается по 1—2 тысячи тонн для продажи по свободным ценам.

Молоко традиционно называют самым денежным товаром. На нем можно неплохо, а можно и очень хорошо заработать. Александр Мурашкин поясняет: в 2016 году хозяйство сортом «экстра» реализовало 59 процентов молока, а в 2017-м — уже 83. Практически ничего не вкладывая, а только за счет соблюдения технологии дополнительно заработали полмиллиона рублей.

На такой способ зарабатывания денег председатель Дубровенского райисполкома Олег Лындин нацеливает все хозяйства. Получается. «Экстра» за прошлый год выросла с 40 до 70 процентов. Плюс к основным доходам 1,3 миллиона рублей.

В былые годы из уст руководителей хозяйств приходилось слышать нелестные слова в адрес районных чиновников. Мол, не дают самостоятельности, слишком часто вмешиваются в хозяйственную деятельность, указывают, что и где сеять. Во-первых, такие утверждения слишком преувеличены, считает Александр Корнеев. Неужели местная власть хочет сделать себе хуже? Во-вторых, коль сельское хозяйство — бизнес, то управление сельского хозяйства сегодня не командир, а мудрый советчик. Помогает находить золотые жилы, о которых говорилось выше. Подсказывает, что выгодно, а что нет. И, естественно, предостерегает от необоснованного риска. Да, соглашается Александр Мурашкин, райсельхозпрод советует, как больше заработать денег. Но не было случая, чтобы навязывал невыгодный хозяйству проект.

Олег Лындин поясняет: мы показываем преимущества той или иной продукции. Лен выгоден? Сами видите. Тогда пробуйте. В этом году еще два хозяйства решили заняться его выращиванием.

Любое дело предполагает серьезное отношение к нему со стороны исполнителей. К сожалению, у сельских тружеников традиционно не крепкая дружба с дисциплиной. Владимир Миньков так образно обрисовал проблему: кадров хватает, но качество их оставляет желать лучшего. И при этом добавил: других людей нам никто не даст, надо работать с теми, кто есть. Коль бизнес — это деньги, то и ответственность надо воспитывать рублем.

В этой сфере здесь действует эффективная система. Экономисты подсчитали: выговор за нарушение дисциплины обходится человеку примерно в 1800 рублей за год. Он теряет ежемесячную премию. Каждому работнику бесплатно выдается зерно на заработанный рубль. Выходит от 2 до 6 тонн. Можно использовать в личном подсобном хозяйстве или продать. Естественно, разгильдяи всего этого лишаются. Как и 5—6 килограммов мясопродуктов, которые выдаются к праздникам. Директор как-то сказал доярке, позволившей себе спиртное на работе: значительно дешевле обошлось бы выпить иногда самый дорогой коньяк, закусывая черной икрой, но во внерабочее время.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter