Бизнес по–честному

Можно ли в будущем избежать проблем, вызванных скоропалительными и неподготовленными решениями чиновников? Как должны строиться взаимоотношения индивидуальных предпринимателей с государственными структурами? Эти и другие вопросы обсуждались в кнференц-зале "СБ".
Тревога и смятение, еще в начале декабря будоражившие ряды индивидуальных предпринимателей, торгующих парфюмерией, косметикой и бытовой химией, около двух недель назад сменились спокойствием и уверенностью в завтрашнем дне. Декретом N 18 Президент отменил решение Правительства, запрещающее «ипэшникам» продавать эту продукцию. До 1 января 2007 года парфюмерный рынок будет работать по прежним правилам. Главное — у бизнесменов появилось время для того, чтобы спланировать свои дальнейшие действия. Собственно, это не первый случай, когда острые проблемы частного бизнеса решаются на самом высоком уровне. Так, после встречи Президента с предпринимателями в марте были снижены ставки арендной платы за торговые места, решен болезненный для многих вопрос уплаты НДС, уменьшилось количество проверок. Таким образом, ситуация благодаря оперативному вмешательству Президента благополучно разрешилась. Однако вопросы остались.

Можно ли в будущем избежать проблем, вызванных скоропалительными и неподготовленными решениями чиновников? Как должны строиться взаимоотношения индивидуальных предпринимателей с государственными структурами? Порассуждать на эту тему мы пригласили в конференц–зал «СБ» представителя администрации минского ТЦ «Импульс» Александра СЕМЕНЕНЮ, председателя Совета предпринимателей ТЦ «Импульс», члена Совета по развитию предпринимательства Советского района г. Минска Сергея ГУЗАРЕВИЧА и индивидуального предпринимателя Таисию РУДАКОВСКУЮ.

С.Гузаревич: Благодаря личному вмешательству Президента индивидуальные предприниматели спокойно заканчивают год и строят дальнейшие планы. Хотя еще совсем недавно, после выхода Декрета N 11, касавшегося торговли непищевым спиртосодержащим товаром, многие, честно говоря, не представляли, чем будут заниматься дальше. Ведь треть индивидуальных предпринимателей, работающих в ТЦ «Импульс», занимаются именно парфюмерно–косметической продукцией. К новогодним праздникам многие запаслись продукцией на миллионы рублей...

Т.Рудаковская: Страшнее всего для меня, находящейся в этом бизнесе около 10 лет, была неизвестность. Наступало 16 декабря, и, не успев внести изменения в лицензию, мы теряли право работать. Никто не говорил нам, как ликвидировать остатки, чем дальше заниматься.

А.Семененя: Теперь у предпринимателей появилась уверенность в том, что, по крайней мере, в течение будущего года правила игры меняться не будут. Это вполне достаточный срок, чтобы органы государственной власти, с одной стороны, выработали взвешенное решение, а предприниматели, с другой, заранее смогли перестроиться: то ли перейти на другую ассортиментную группу товаров, то ли, объединившись, создать предприятия и стать дилерами международных парфюмерных компаний. Вообще, в будущем, как мне кажется, при выработке Правительством подобных решений, затрагивающих судьбы десятков тысяч людей, необходимо, по возможности, привлекать в состав рабочих групп самих предпринимателей. После мартовской встречи с Президентом по Указу N 148, направленному на поддержку предпринимательства, при каждом торговом центре были созданы официальные органы — советы предпринимателей, куда вошли люди, хорошо владеющие обстановкой в этой среде, не понаслышке знающие ее проблемы. С их помощью при разработке впоследствии законодательных актов можно было бы избежать подобных ошибок. Это пожелание со стороны предпринимателей.

«СБ»: А каков результат работы советов предпринимателей?

С.Гузаревич: Объясню на собственном примере. В ТЦ «Импульс» сегодня работает 221 индивидуальный предприниматель. У каждого двое–трое продавцов. То есть на 350 торговых местах реально занято около 1.000 человек. Понятно, что в процессе работы у каждого возникают проблемы, в основном схожие. Но раньше каждый решал их самостоятельно, где–то даже стихийно. Сейчас все происходит достаточно цивилизованно. Мы собираемся советом ежемесячно, а если появились срочные вопросы для совместного обсуждения, то и чаще. В своем кругу обсуждаем наболевшие проблемы торгового центра и выносим предложения на рассмотрение его администрации. А если нужно, то и администрации района. С Советом по предпринимательству считаются.

А.Семененя: Разумеется, все вопросы, касающиеся эксплуатации торгового центра, организации обслуживания, арендной платы, решаются совместно администрацией и советами индивидуальных предпринимателей. Администрация торгового центра и совет сотрудничают как партнеры. К примеру, с одобрения и при финансовой поддержке предпринимателей ТЦ «Импульс» участвует в государственной программе возрождения села. Недавно мы закрепили за собой крупное хозяйство в Минской области с огромными долгами и убытками. В его модернизацию и техническое перевооружение вложили 1,7 млрд. рублей, почти в полтора раза увеличили количество рабочих мест. И хотя на прибыль пока не вышли, ситуация там меняется к лучшему.

С.Гузаревич: Председателей советов предпринимателей ежемесячно приглашают на совещания у заместителя главы районной администрации по торговле. У Совета предпринимателей ТЦ «Импульс», например, налажены хорошие контакты с администрацией Советского района Минска. Нас всегда знакомят с районными нововведениями, положением дел в районе. Через администрацию мы можем напрямую задать вопросы представителям налоговых, санитарных служб, сотрудникам ОБЭПа и т.д. Разрабатывая нормативные документы, с нами теперь советуются. Раньше ничего подобного не было. Но, правда, пока все заканчивается на уровне районной администрации. В министерствах наше мнение пока не выслушивают, что и приводит к тому, что мы вынуждены обращаться к Президенту. Хотя у предпринимателей периодически возникает потребность во встречах с чиновниками из Правительства. Сейчас, например, многих волнует вопрос, как все–таки будет развиваться рынок парфюмерной продукции после 2006 года. Да, в запасе год, но хотелось бы получить все разъяснения вовремя.

«СБ»: Насколько решились проблемы предпринимателей после выхода Указа Президента N 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства», изданного по итогам мартовской встречи с Президентом?

Т.Рудаковская: Прежде всего — уменьшилось количество проверок. Если раньше в месяц бывало и по три проверки (почти одновременно приходили сотрудники налоговой, ОБЭПа и санстанции), то теперь совсем иная ситуация. Боюсь сглазить, но меня за полгода проверяли только раз.

А.Семененя: Этот документ позволил выстроить четкие и прозрачные взаимоотношения между властью, индивидуальными предпринимателями и собственниками — арендодателями торговых площадей. Кроме того, он снизил уровень злоупотреблений в предпринимательской сфере, повысил поступления налогов, улучшил качество обслуживания покупателей.

С.Гузаревич: Да и арендная плата у нас была несколько снижена, хотя, впрочем, она и так одна из самых низких в Минске.

«СБ»: А какие проблемы предпринимательства сегодня требуют решения?

А.Семененя: Предприниматели как участники хозяйственного оборота крайне заинтересованы в стабильности, прозрачности и предсказуемости законодательства. Это основа прочности бизнеса и надежный заслон коррупции. Все маленькие проблемы замыкаются на стабильности законодательства.

Т.Рудаковская: Когда какой–либо документ вступает в силу едва ли не задним числом, нет ни времени, ни даже представления о том, как к нему приспособиться. К примеру, у меня срок действия лицензии на торговлю парфюмерией истекает в 2008 году, но за три года я уже трижды вносила в нее изменения. И если бы не Декрет Президента N 18, исправив ошибку Правительства, пришлось бы делать это еще раз. А это время, деньги... Примечательно, что, когда ситуации, подобные «парфюмерной», возникают, для решения их мы обращаемся к Президенту.

С.Гузаревич: В обществе, к сожалению, сегодня еще есть негативное отношение к индивидуальным предпринимателям. Чаще всего оно субъективное. Может, где–то и есть негативные примеры обслуживания со стороны предпринимателей, случаи нарушения ими законодательства, но это частности, по которым нельзя судить в целом об этой сфере деятельности. Сегодня мы платим все налоги, создаем рабочие места, формируем конкурентную среду на потребительском рынке...

Т.Рудаковская: ...Принимаем участие в социальной защите граждан. У меня, например, три наемных работника. Но одна сотрудница в декретном отпуске. Я не только его оплачиваю за свои средства, но и гарантирую ей сохранность рабочего места. Вообще, о кадровой проблеме хотелось бы сказать особо. Когда предприниматель начинает работать, он не получает готового продавца. Чаще всего берет человека «с улицы», учит его за свой счет. По мере развития бизнеса потребность в работниках возрастает. Помимо продавцов, хочется взять бухгалтера, водителя. Индивидуальный предприниматель не может совмещать все эти должности в одном лице. Но по закону он не может иметь более трех работников. Может, пора пересмотреть эту норму? Мы могли бы брать безработных через центры занятости, учить их, обеспечивать рабочим местом. От этого, думается, выиграли бы и предприниматели, и наши граждане, и государство.

А.Семененя: В частном секторе нарушений не больше, чем в государственном. Хотя проверяющие инстанции нередко грешат предвзятым отношением к предпринимателям.

С.Гузаревич: После 1 ноября на каждом торговом месте должен быть установлен кассовый аппарат. И сейчас в торговых центрах, на рынках сотрудники налоговых служб в буквальном смысле «гоняются» за продавцами, чтобы поймать их за руку в случае невыдачи покупателям чека. Из–за того, что времени еще прошло мало, не все продавцы довели процедуру выдачи чека до автоматизма. Иногда человек, продавая какую–либо мелочь, может просто ошибиться, забыть о чеке. Нам нет смысла не пробивать его. Ведь мы платим единую ставку налога, размер которого не зависит от объемов продаж. Штрафы же за возможную ошибку продавца ценой в две–три тысячи рублей, на мой взгляд, неоправданно высоки — от 20 до 50 базовых величин. Как будто бы в нас заранее видят нарушителей налогового законодательства.

А.Семененя: Да и в общественном со
знании к частному бизнесу часто неоднозначное отношение. Хотя мелкий и средний бизнес всячески поощряется как в западных экономически развитых странах, так и правительствами наших ближайших союзников — России и Китая. Индивидуальные предприниматели не только обеспечивают свои семьи, но и создают дополнительные рабочие места, пополняют бюджет, инвестируют в национальную экономику. А поскольку у них меньшая налоговая нагрузка, чем у крупных универмагов, меньше торговые площади, то соответственно товар и услуги дешевле, что немаловажно для покупателей со средними и невысокими доходами.

Т.Рудаковская: При этом мы действительно закупаем товар от производителей с мировым именем, что подтверждают соответствующие документы. Мы как никто заинтересованы работать честно и прозрачно, так как рискуем собственными деньгами и имиджем. Думаю, что за те пять лет, что существует «Импульс», покупатели, голосующие за нас своим рублем, убедились в этом.

Комментарий

Александр БОРИСЕНКО, заместитель главы администрации Советского района г. Минска:

— Советский район — один из самых «предпринимательских» в столице: 10 крупных торговых центров, более 7,5 тысячи индивидуальных предпринимателей. И хотя их доля в доходной части бюджета невелика — около 2,5 процента, районная администрация проявляет постоянное внимание к их проблемам. Ведь от решения их зависит благополучие не только семей предпринимателей, но и тысяч наемных работников, жителей Минска. После создания советов предпринимателей в этом году взаимодействие районной администрации с предпринимателями получило новый импульс. Минимум раз в месяц мы приглашаем их представителей на заседания в районную администрацию, где с привлечением специалистов разъясняем тонкости налогового, трудового законодательства, изменений в торговле и других сферах. У предпринимателей есть возможность получить ответы на самые злободневные вопросы. Кроме того, мы проводим встречи непосредственно в торговых центрах. Дважды в год организуем собрания предпринимателей в актовом зале районной администрации, в которых, как правило, принимают участие ее глава, руководители различных служб. Подобная плановая встреча состоится, например, в первом квартале будущего года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter