Без льготных кредитов, но не без оптимистов остались четыре хозяйства Воложинского района

Бизнес-планы в баки не зальешь

Это, естественно, привело к проблемам с топливом, удобрениями, средствами защиты. Ситуация хуже некуда, земля ждать не может, и местные власти изыскивают внутренние ресурсы. Их, увы, негусто. Семь сельхозорганизаций из здешних четырнадцати сейчас в процессе санации или досудебного оздоровления. 


Правдв, сложа руки здесь не сидят. По словам начальника планово-экономического отдела райсельхозпрода Оксаны Езерской, составили реальные бизнес-планы, успешно их защитили. Все расписано конкретно и по делу — графики погашения задолженностей по электроэнергии, фонду соцзащиты, бюджетным ссудам и займам. Но кредиторы на уступки не идут, уж слишком большие долги и минимум гарантий. Документы по четырем хозяйствам находятся сейчас в Агентстве по управлению активами, но пока движения никакого. 

— Мы распределяли кредиты в зависимости от площади сельхозугодий, балла плодородия, объема производства валовой продукции, — вводит в курс дела первый заместитель председателя Воложинского райисполкома, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Александр Шифрин. — Скажем, попавшие под санацию КСУП «Саковщина-агро» и «Сивица» — большие хозяйства. Поменьше — «Подберезье» и «Сугвозды-агро». Но льготный трехпроцентный кредит не выделен никому из них. Приходится вертеться, как тот вьюн на сковороде. А у нас только ранние яровые занимают около 11,5 тысячи гектаров. Технику подготовили хорошо, но не хватает средств на удобрения, особенно фосфор. Да и технику бизнес-планами не заправишь. Кредиты были бы здесь весьма кстати. Возможно, это издержки переходного периода. По крайней мере, хотелось бы так думать.

Ситуация, конечно, непростая. И не только в Воложинском районе. Напомню, досудебному оздоровлению подлежат в стране 323 сельхозпредприятия. Еще 102 организации пройдут процедуру банкротства. И проблемы в них копились не год и не два. К переработчикам крестьяне вынуждены были залезать в долг под будущую продукцию, к снабженцам — за лизинг техники и минеральные удобрения. Но ведь и те же молочные заводы деньги, которые давали наперед, брали в банке, а всю тяжесть платежей по кредитам, процентам и штрафным санкциям потом перекладывали на хозяйства. Некоторые находили средства только на проценты и штрафы. Для таких предприятий сегодня одно спасение — досудебное оздоровление. 

Процедуру санации проходит и ОАО «Агро-Дубинское» Воложинского района, которым более двадцати лет руководит Геннадий Касперович. Опытный хозяйственник, человек дела, хотя и немногословный, находил выход и из более сложного положения:

— Помню, в свое время не было ни продуктивных коров, ни кормов. Теперь основная прибыль — от молочного стада. Три фермы, все реконструированы, а на современном молочно-товарном комплексе «Дубина Вершицкая» практически вся продукция сортом «экстра». А это добрая копейка. Для нас указ об оздоровлении сельхозпредприятий как глоток свежего воздуха. Много строили, залезли в кредиты. Теперь предоставили рассрочку погашения задолженности по штрафам и пеням, не платятся налоги в фонд соцзащиты, также реструктуризованы долги за топливно-энергетические ресурсы. Выплачиваем только текущие проценты по банкам. Высвобожденные средства пополняют «оборотку». Думаю, года через два мы сумеем выйти на рентабельную работу.

Еще несколько лет назад безоговорочным лидером в районе было сельхозпредприятие «Першаи-2014». Свои колбасы и ветчина, фирменные магазины, показательные фермы, передовые технологии. Нет, все это осталось, но экономику хозяйства здорово подкосила АЧС. Пришлось вырезать тысячи голов свиней. Мясной цех теперь работает в основном на говядине, свинину закупют. Из оборота ушли живые деньги за переработку, и хозяйство впервые очутилось на картотеке. А теперь вот и санация.

Тем не менее предприятие вполне жизнеспособное. Выручает молоко — дойное стадо 1300 голов, рентабельность под 35 процентов. Хозяйство в состоянии оплачивать все текущие расходы, если бы не платежи, в том числе штрафные санкции и пени по долгам. В свое время брали многомиллиардные кредиты на строительство жилья и животноводческого комплекса. Они почти полностью и вымывают оборотные средства. 

Однако директор Евгений Скрундь остается оптимистом:

— Главное, появилась передышка в расчетах с банками. Окрепнем, станем на ноги, тогда и рассчитаемся. Ищем также солидного инвестора. Теперь много говорят об инвестициях в АПК, вот только где они? Здесь надо самим пошевелиться. А у нас стоит пустующий свинокомплекс. Приезжали делегации из Венгрии, Польши, Латвии, других стран. Предлагают разводить уток, индеек, даже рыбу в соседнем водоеме. Выбираем оптимальный вариант. 

— А еще не стоит уповать на присоединение слабых хозяйств к сильным, — уверен Евгений Скрундь. — Это как пришить нормальному человеку ногу с гангреной и надеяться, что он будет жить дальше. Мы недавно присоединили небольшое соседнее хозяйство «Маньковщина», производство сразу же упало, еле удержались. Но мы знали, на что шли, просчитали выгоду на несколько лет вперед. Прежде всего — эффективность. А вообще, не стоит сгущать краски. В любом случае реорганизация назрела. Иного не дано.

shevko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter